?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как я была учителем

В моем возрасте писать мемуары - неадекватно. Даже если есть, о чем. Но как-то попадаю сейчас, скорее, в этот жанр. На днях озарило, что с начала моей работы в школе этой осенью минуло 15 лет. Верю и не верю. Это не имеет какого-то большого значения, потому что уже пять лет я не учитель. Просто зарубка в памяти.

Сначала была педагогика. В вузе её преподавали мне, в школе её же преподавала я. Школа вообще была случайным попаданием: там сложилась дурацкая ситуация, учитель педагогики проработал месяц, потом не выдержал конфронтации с одним из учеников, хлопнул дверью и ушел. Нагрузка его была - два часа в неделю. Кому их отдать? Это же не деньги, не полноценная работа. Завуч думала-думала, и вдруг поняла, что решение - вот оно, пятикурсница педвуза, здесь же, в квартире.
И я стала это преподавать. К тому времени моя педпрактика в этой же школе была завершена, кстати, она была по биологии. Педагогика в моем исполнении всё больше превращалась в человековедение. В вузе, к слову, она была от этого очень далека. Кажется, я была единственной, кто посчитал необходимыми, как минимум, две темы: про систему оценок и их смысл, и про Корчака. Первая тема была для меня субъективно важной: я сама не очень понимала, как быть с собственными оценками, как их переваривать. Вторая тема была посвящена человеку, ставшему одним из основных моих этических ориентиров. Казалось важным рассказывать о нём.
Потом необходимость в педагогике отпала, было преподавание психологии, и параллельно с этим один семестр - преподавание информатики, а потом еще, через годы, параллельно психология и биология, тоже один семестр. Программа по психологии была моя, все девять лет, я её сочиняла и подписывала в инстанциях. Сначала в этой роли была кафедра психологии развития и образования РГПУ и персонально мой научный руководитель диплома, М.С. Игнатенко, потом кафедра психологии АППО.
Базировалась программа на идее, что есть комплекс знаний, который может быть актуальным для старшеклассника. Именно - как люди видят и понимают мир, как они живут в социуме и строят отношения, как они растут и развиваются. Эту информацию я и пыталась транслировать.
Еще было классное руководство, один год. Помню их, каждого, и до сих пор жалею, что отдала тогда класс. Те трогательные шестиклассники - уже взрослые люди.
Работала-работала, когда лучше получалось, когда хуже, и можно было многое сделать по-другому, и даже хочется иногда. Потом стало ясно, что всё, не надо больше это делать. И я ушла. Одновременно из расписания исчезла даже возможность уроков психологии или, скажем, экономики.
Вспоминаю иногда - как же я тогда вкладывалась в эту школу, незаметно ставшую моей тоже. Было почти без разницы, мыть окна, преподавать, делать расписание - не в смысле равноценности работы, а в смысле смысла. Это было надо для школы, чтобы она нормально жила.
В моей той работе были моменты, существенные для меня - очень, а насколько они были заметны ученикам, мне неизвестно.
Я знала, что хорошо быть хорошим учителем. И что я никогда не буду кем-то "супер". И не надо. У меня была маленькая "методическая палитра", неправильное распределение деятельности учеников на уроке, но явно хорошее отношение к детям и знание предмета. Была надежда компенсировать то, что до "но", тем, что после.
Я всегда не любила систему оценок, потому что без них люди учатся намного лучше и живут спокойнее. Сейчас это уже сильнее, чем нелюбовь. Я просто не хочу иметь с ними дела, не важно, по пятибалльной шкале или по какой-то другой. Из-за этого оценок я ставила настолько мало, насколько могла себе это позволить.
Я знала, что не имею права орать на опоздавшего, отчитывать не выучившего и т.д., и если в смысле репрессивных мер я где-то перебирала и ошибалась - простите меня, насколько возможно, это влияние момента, импульса, а не убеждений и не отношения к ученикам.
Я знала также, что не имею права сказать или написать что-то вроде "два, мало за урок", или "три, а где остальное, это одна треть задания", как говорили и писали мне, медлительной школьнице, в свое время. Кажется, я ни разу этого не допустила. Всегда можно оценить то, что есть на листочке. Всегда можно и воздержаться от оценивания.
Я знала, что если класс не реагирует на меня, реагирует плохо, шумно, отказывается от взаимодействия - это моя проблема, и не надо грузить класс, они мало что могут улучшить. Но жаль, что у меня было тогда слишком мало понимания того, как это всё можно изменить, что можно сделать.
Я всегда знала, что, если я не нравлюсь ученику, или если мой предмет не нравится ученику, это нормально. "Я не червонец, чтобы всем нравиться"(с), и предмет не мёдом намазан. У каждого есть право на свои пристрастия, ни у кого нет обязанности любить.
Когда ученики относились к мне с симпатией, я принимала это, как дар.
Когда я понимала, что меня не понимают, я переживала, но ничего не предпринимала. Тогда, годы назад, меня не озаряло насчет того, что можно с этим сделать.
Один раз девочка, выпускница, в анкете обратной связи, заявила, что ей были неприятны мои жалобы на бездетность. Я никогда на это не жаловалась, не обсуждала с учениками. Потрясение моё от той одной строчки было сильным. Откуда она это взяла? Это было единственный раз. Всё потрясавшее, в том или ином варианте, было по одному разу.
Сейчас я вижу учеников во вконтактной ленте. У них свои жизни, у многих - дети в школу пошли. И до сих пор задаюсь вопросом: ну не было бы у них урока "психология", один час в неделю, или, редко у кого, два часа, и что?
А для меня это был кусок жизни, где я старалась вкладываться и быть честной.

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
krotik_krotik
Dec. 22nd, 2013 06:36 am (UTC)
Прекрасная профессия, особенно, когда с душой к ней подходят.
alaxelrod
Dec. 22nd, 2013 08:34 am (UTC)
Да, хорошая.
alexkrm
Dec. 22nd, 2013 09:18 am (UTC)
... что-то вроде шаманства. ну насколько это возможно. главное, чтобы не превращалось в дрессировку.
тогда полный пиндырь.
alaxelrod
Dec. 22nd, 2013 03:41 pm (UTC)
Не поняла, видимо. Я вроде не про шаманство? И, кстати, да, понимаю, как можно относиться к педагогической деятельности как к такому деланию чего-то прекрасно-возвышенного, но сама совсем иначе относилась и другое реализовывала. Более земное.
olegvolk
Dec. 22nd, 2013 11:49 am (UTC)
Думаю, что ты была хорошей учительницой, Уважение к ученикам уже больше, чем многие привносили.
alaxelrod
Dec. 22nd, 2013 03:41 pm (UTC)
Что ты имеешь в виду? Что обычно привносят меньше уважения к ученикам, или что-то иное?
olegvolk
Dec. 22nd, 2013 03:44 pm (UTC)
Обычно учителя плохо или неуважительно относятся к ученикам.
alaxelrod
Dec. 22nd, 2013 03:46 pm (UTC)
Здесь так было, когда ты был школьником? Или там ты тоже это наблюдаешь?
olegvolk
Dec. 22nd, 2013 03:47 pm (UTC)
И с тех лет тоже. В США я преподавал пять лет.
alaxelrod
Dec. 22nd, 2013 03:49 pm (UTC)
Про то, как ты вспоминаешь себя российским школьником, мне очень понятно.
olegvolk
Dec. 22nd, 2013 03:50 pm (UTC)
Здесь с этим намного лучше, но неидеально.
alaxelrod
Dec. 23rd, 2013 04:47 am (UTC)
Думаю, добиться идеальности в этом невозможно. Слишком сильно всё зависит от конкретных людей, у некоторых из которых всё в порядке с "тараканами".
bonny_par_ker
Dec. 22nd, 2013 01:38 pm (UTC)
Мне очень понравилось читать этот текст. Для меня он оказался важный, хоть я и не твой ученик.
alaxelrod
Dec. 22nd, 2013 03:42 pm (UTC)
Что такое важное ты в нем для себя нашла, если не секрет?
bonny_par_ker
Dec. 22nd, 2013 04:49 pm (UTC)
Мне показалось, что он сильно личный, в смысле очень про тебя, не знаю, как лучше это назвать, а ты важный для меня человек.
Еще, я часто думаю про свои школьные годы, про мои отношения с учителями, которые длятся и сейчас, даже с теми, с кем я не вижусь, про людей, которые очень много мне дали, иногда прекрасного, иногда гадкого. Очень мало к кому из школьных учителей я равнодушна, даже не могу вспомнить к кому, наверное, если только совсем эпизодически появлялся кто-то. Ну вот я про это думаю частенько, а тут взгляд с другой стороны, к тому же очень неравнодушный и уважительный взгляд.
Еще про Януша Корчака, как нравственный ориентир.
alaxelrod
Dec. 23rd, 2013 05:20 am (UTC)
Про "сильно личный" тебе не показалось, оно так и есть. Я чего-то не сообразила, что для тебя это "с другой стороны".
Мои школьные учителя, если бы прочитали, вообще бы не поняли, наверное, о чем это я.
tina_lero
Dec. 23rd, 2013 02:14 am (UTC)
Вы очень глубоко и точно написали. У меня тоже был короткий период работы в детском саду после пед. училища, мне было 19 лет и у меня в группе была пятилетняя девочка, которая всё обо мне знала, а я никому ничего на работе не рассказывала ( мысли она читала?) Я ушла после практики в другое образование и профессию т. к. поняла, что долго не выдержу.
alaxelrod
Dec. 23rd, 2013 04:50 am (UTC)
Если бы та моя ученица знала, пусть даже из ниоткуда, это еще ладно бы. Штука в том, что знать было нечего. Я не могла жаловаться на бездетность, потому что относилась к ней иначе.
Но Ваша реакция про текст вообще - для меня, скорее, о каком-то еще совпадении опыта, впечатлений о нем.
kulturka_ru
Jan. 3rd, 2014 05:33 pm (UTC)
Интересные и содержательные воспоминания, но жаль, что в них совсем не уделено внимания школьному быту как таковому: школьная мебель, школьная форма (или её отсутствие), школьная еда, принос посторонних вещей в школу, школьные развлечения на "камчатке" и на перемене, темы ученических разговоров тех лет, скорость течения времени в восприятии учеников и учителей, ученические споры, бойкоты и жребий в школьной жизни и т.п. Ведь девяностые годы были богаты колоритным материалом такого рода, уступая в этом смысле разве что эпохе НЭПа.

В общем, терпеливо жду второй серии.

Edited at 2014-01-03 09:33 pm (UTC)
alaxelrod
Jan. 4th, 2014 07:17 am (UTC)
Не знаю, как объяснить. Это не бытоописательный очерк, а только про меня в школе. Толком и не про девяностые, потому что время моей работы там в этом качестве - 1998-2008. Про мебель или форму не было идеи написать, но, в принципе, можно, если навспоминается на читабельный текст.
kulturka_ru
Jan. 4th, 2014 09:10 am (UTC)
Не сомневаюсь, что из-под ТАКОГО пера выходят только читабельные тексты.
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

alaxelrod
Ася Аксельрод

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow