Ася Аксельрод (alaxelrod) wrote,
Ася Аксельрод
alaxelrod

Финляндия. Полтора дня.

Это короткий отчет о моей поездке в Финляндию на минувших выходных. Картинок много, все можно увеличивать одним кликом. Я написала этот текст и для того, чтобы рассказать о Финляндии, и для того, чтобы понять, могу ли я вообще создать достаточно большой текст на одну какую-то тему. Последний раз такая задача выполнялась мной больше года назад, и долгое время мне казалось - то был последний раз. Получается ли у меня что-либо, судить уже не мне. Под кат ничего в не убираю - если это доставляет неудобства, прошу меня простить.
Мы выехали из Питера в половине одиннадцатого вечера по московскому времени и очень долго ехали без остановок. За окнами мелькали городские кварталы, потом небольшие населенные пункты, поселки, с одноэтажными домами и домиками, окруженными заборами разной степени выровненности, и более редкими двухэтажными домами, потом Сестрорецк и снова поселки.
Первая остановка была уже ближе к двум часам ночи. Я вышла из автобуса и первое, что увидела - небо. Такое, как здесь, живописное, с удивительными переходами оттенков, но еще темнее и контрастнее. Потом я снова пыталась дремать, но сначала проходили нашу границу, потом финскую, потом снова движение - и бесполезная мечта о порции сна. Впрочем, об это недосыпе жалеть не пришлось: как-то не мешал. Утром, после короткого, в пять часов утра бывшего, завтрака в так называемой "Шайбе", у которой я сфотографировала небо, автобус пробежал еще три часа по территории Финляндии, въехал в Хельсинки и остановился в центре города, на Вокзальной площади.

У меня было полтора часа до обзорной экскурсии по городу, и я отправилась бродить. Вокзал просыпался, одна за другой открывались лотки и кафешки. Людей было мало, в основном в этих только что открывшихся кафе. Вкусный утренний кофе с круассаном... Чай с большим бутербродом - сендвичем, внутри которого моцарелла, огурец, помидор, лист салата, а иногда еще и песто... Кофе с молоком и с пончиком... Чай или кофе с булочкой, обсыпанной сахаром (изредка бывает, что не сахаром, а солью)... Бутерброд с коктейльными креветками, горкой устроенными на листе салата и закрывающими тост - это подают на тарелке, в руках не удержать...
Там же, на вокзале, маленькая фотовыставка - на нескольких стендах фотографии людей, везде четко видны лица, самые разные лица. Выставка и называется "Faces X etnofestival".
По площади перед вокзалом идут редкие прохожие, очень тихо, машин мало, рейсовых автобусов не видно, только туристические стоят по периметру.
Прошла пятьдесят метров по одной из улиц, отходящих от площади, и обнаружила парк, полный самых разных растений - и роз в том числе, вот таких маленьких. Было счастьем идти по травяному склону после нескольких часов малоподвижного автобусного существования, вдыхать свежий утренний воздух.

Вернулась в автобус к началу обзорной экскурсии. Вероятно, не для одной меня самым большим потрясением Хельсинки стал этот памятник Сибелиусу. Когда я впервые его увидела, не могла отделаться от мысли, что он должен быть звучащим. Это, конечно, музыка. Но как ее закрепили в металле...
Вокруг - парк, интенсивно-зеленые оттенки везде, чтобы было иначе, надо смотреть в небо. Там же небольшой пруд с утками и маленькими утятами, очень молчаливыми и доверчивыми.

После экскурсии нас заселили в отель, и там мой организм вспомнил о недосыпе. Когда я открыла глаза, время близилось к вечеру, и ясно было, что пора идти, двигаться: усталости не чувствовалось. Бродить по Хельсинки - отдельное удовольствие. В городе разлито устойчивое состояние спокойствия, до такой степени ощутимое, что при отсутствии англоязычных ориентиров, шильд, карты города я все же не боялась заблудиться (отель находится ближе к окраине города). До центра доехала на трамвае - удобном, плавном и достаточно тихом, он звучит, конечно, но не дребезжит. Шла по центру, как подсказывало любопытство. Присматриваласть к людям, зданиям, витринам, отделке улиц, изваяниям.
В Хельсинки много городской скульптуры, вот одна из них. Я не знаю ее настоящей идеи, но кажется, что она навеяна так называемыми двойственными изображениями.

Вот что получится, если сфотографировать небо изнутри этой конструкции.

В ста метрах от загадочной сетчатой формы - фотовыставка, посвященная истории хельсинского метро. В кадре лишь треть всех изображений. На обратной стороне - черно-белые фотографии, каждая из которых посвящена людям, строившим метро, или новой станции, или особенностям конструкций и материалов, применявшихся в этом строительстве. Цветные фотографии привязаны к ландшафту того района и времени, когда и где строилась очередная станция, или, реже, людям, живущим в том районе.

Было ближе к девяти часам вечера, когда я решила вернуться в отель. Вечерний Хельсинки в лучах закатного солнца был оптимистичен, только тучи наползали, заставляя меня размышлять о завтрашней погоде. Кадр сделан с привокзальной трамвайной остановки, вот откуда рельсы.

В том, что оптимизм этот был неслучаен, я убедилась уже на следующее утро. Занимался солнечный, очень теплый день. После завтрака я решила немного пройтись - до отъезда оставалось достаточно времени. Четыре следующих кадра сделаны тем утром, в пределах города, хотя, когда я смотрю на них сейчас, в это как-то не верится. Поразительно, как бережно финны относятся к природе. Они не подминают ее под свой город, а учитывают и включают в городской ландшафт.
Тогда появляются оазисы, на их камнях и среди растений жители близлежащих домов могут неспешно прогуливаться, сидеть, беседуя или медитируя, даже лежать - прямо так, по пути с работы, еще в офисном костюме, завернуть в такой зеленый уголок и полежать на прогретых за теплый день гранитных валунах, глядя в небо.

На отвесном сколе нельзя ни лежать, ни сидеть, да и взобраться высоко не получится - но как прекрасен его вид...

Яблони в Хельсинки растут не везде, а также, как в Питере - кое-где попадаются. Около моего отеля этих яблонь было не меньше четырех, но что меня особенно удивило - даже не то, что они активно плодоносили, а то, что яблоки на них были разными. С густым румянцем, или желтоватые бокаловидные, или вот такие.

Мне было там хорошо - это видно. Дивное чувство глубокого покоя порождается самим пребыванием внутри всей этой зелени. В пятидесяти метрах, через дорогу только перейти - обычный городской квартал.
Эта фотография сделана фотоаппаратом самостоятельно: автоспуск.

В тот же день я покидала Финляндию, но до этого была экскурсия на Свеаборг - остров рядом с Хельсинки. Мы плыли туда на кораблике с открытой верхней палубой. Все питерцы сели на лавки ближе к носу, а я решила устроиться на корме - думала, будет удобнее фотографировать. Оказывается, именно в той части кораблика собираются все маленькие дети. Весь путь до острова я находилась внутри хора детских несмолкающих ни на секунду голосов. Они пищали, кричали, шептали, говорили, что-то друг другу показывали, звали родителей, показывали и рассказывали им что-то. Ликование напоминало праздник - возможно, эта поездка так ими и воспринималась. Экскурсия для меня и еще одной экскурсантки прошла не по плану. То есть сначала мы следовали за группой, а потом... потеряли ее из виду. Найдя место встречи заранее и держа его в поле зрения, мы продолжили уже собственную экскурсию.
Этот лебедь зашипел, когда мы подошли поближе. Я обрадовалась, что он так обозначает границы дозволенного, а не бросается в отчаянную атаку. Лебедята, на мой взгляд, прелестны. Взрослая птица серьезна, а они - непосредственны, как все дети.

Возвращаясь обратно, я сделала попытку сфотографировать Хельсинки. В кадр влезла примерно половина всего побережья, по большей части - исторический центр города.

Финляндия вызывает у меня устойчивое чувство восхищения. Взрастить страну на сплошном граните, покрытом тонким слоем небогатой почвы, и болотах, похожих на питерские; шаг за шагом двигать ее к благополучию, справляться с массой проблем по мере их поступления; сделать северную маленькую страну успешной вопреки всему; прославиться природой и людьми - архитекторами, дизайнерами, политиками; любить, заботиться, творить, прилагать усилия...
Финляндия в целом - такая же, как ее растения, прорастающие в расщелинах камня, асфальта, бетона и не только растущие, но и обильно цветущие - не благодаря. Вопреки.