?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Впервые в таком соавторстве.
За сообщение о конференции и заботу о том, чтобы я вовремя подала текст, и т.д., очередное огромное спасибо моему первому научному руководителю, М.С. Игнатенко.

Г.Х. Аксельрод, А.Л. Аксельрод Решение качественных задач по физике как один из факторов развития творческих способностей учащихся.//Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации СПб, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - с.76-78

Непреходящая ценность творчества, способностей к нему, связана не только с созидательным потенциалом людей и общества в целом, но и с необходимостью адаптации к условиям, постоянно меняющимся, с потребностью в разрешении новых ситуаций, ответах на нестандартные вызовы судьбы и среды.
Проблемы творчества и круга связанных с ним вопросов привлекали внимание, в частности, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Б.М. Теплова, А.Н. Лука, В.Н. Дружинина, Д.Б. Богоявленской, других отечественных и зарубежных ученых.
Как сформулировал Л.С. Выготский, «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.» [1] В соответствии с этим, творчество понимается в самом широком смысле, как процесс создания нового, и творческие способности – как способности к осуществлению такого процесса, к этой деятельности.
Школьная практика обычно не полагает приоритетом работу по развитию творческих способностей учащихся, однако, вполне признает их ценность, что нашло отражение в современных образовательных стандартах (ФГОС), предъявляемых как требования к результатам и условиям реализации образовательного процесса [5].
Одним из выражений и следствий признания ценности творческих способностей является работа над их развитием в школе, на отдельных уроках, в частности, на уроках физики. Важным средством этой деятельности является решение качественных задач. Широкую известность приобрели, например, задачники и сборники так называемых «занимательных» заданий Я.И. Перельмана по физике и математике: их интересно не только решать, но и просто читать.
По определению М.Е. Тульчинского, «качественной задачей по физике называется такая задача, в которой ставится для разрешения проблема, связанная с качественной стороной физического явления, решаемая путем логических умозаключений, основанных на законах физики, путем построения чертежа, выполнения эксперимента, но без применения математических действий» [2].
Качественные задачи многофункциональны, с их помощью достижимы различные цели процесса обучения. Использование таких задач возможно на всех этапах урока: изучения нового материала, повторения, закрепления, контроля знаний. Ценность таких задач ещё и в том, что работа над ними может быть средством опережающего обучения.
Как пишет М.Е. Тульчинский, «решение качественных задач служит средством улучшения качества урока, устранения абстрактности в преподавании, … способствует формированию у школьников физических понятий; развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, … расширяет технический кругозор учащихся, подготавливает к практической деятельности» [3].
Решение качественных задач предполагает использование следующих приемов: экспериментального, эвристического и графического.
Эксперимент подразумевает проведение опыта, эмпирического исследования. Получается быстрый и наглядный результат, но не выявляется причина явления, именно такого хода событий. Это иронически отображается в анекдоте: «чтобы узнать, посолен ли борщ, достаточно опустить в него два электрода и пустить по ним ток. Если появится запах хлора − значит, борщ уже посолен»[4]. Необходимым дополнением к эксперименту является словесное объяснение причин его результата, оно становится частью решения.
Графический прием хорош лаконичностью, компактностью, но также нуждается в вербальной интерпретации. Очень часто сочетается с эвристическим приемом. Это естественно: по графику задают вопросы и получают ответы. Возможна и обратная ситуация, когда серия графиков или фотографий, схем, сама является вопросом о закономерностях или хронологии событий. Например, при изучении изопроцессов готовый график можно использовать для выявления взаимосвязи термодинамических параметров, а можно создать графики изопроцессов, используя термодинамические законы.
Вербальный метод решения качественной задачи - эвристический прием, он же эвристическая беседа. Её особенностью является связь формулировки каждого следующего вопроса с ответом на предыдущий вопрос. Ученики самостоятельно находят ответы на все вопросы, оставляя учителю только руководство процессом.
В случае систематического решения учениками на уроках физики качественных задач, отмечается нарастание креативности учащихся, смелости при решении задач, при подаче идей. У учащихся вырабатываются собственные алгоритмы подхода к решению этих задач. Один из очевидных результатов такого обучения – готовность и способность самостоятельно подобрать такую задачу, представить её в классе вместе с решением. Это возможно только при определенном уровне знания теории.
Навык решения качественных задач неизбежно способствует творческому отношению к решению количественных задач. Мыслительная деятельность многих учеников выходит за рамки шаблона даже там, где предполагается применение известной формулы.
Многолетние наблюдения показывают, что решение качественных задач повышает активность учащихся на уроке, интерес к предмету, даже интерес к учителю.
Отсутствие страха перед решением задач улучшает взаимоотношения с данным предметом, с другими предметами, а также с каждодневными жизненными проблемами.
Литература:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте СПб.: СОЮЗ, 1997
2. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике 7-8 классы М.: Просвещение, 1972
3. Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике М.: Просвещение, 1965
4. http://fizportal.ru/anekdot
5. http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0 %BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938, п.I.6, II.9.7, II.9.11, и т.д.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
bonny_par_ker
May. 31st, 2016 06:50 pm (UTC)
Спасибо, Ася! Очень легко читается. И я вспомнила свои уроки по физике в 9-11 классах, это был замечательный опыт. Очень похожий на то, что тут описано.
alaxelrod
Jun. 2nd, 2016 05:33 pm (UTC)
Спасибо за отклик; были приложены усилия для этой легкости чтения, на самом деле. Хотелось однозначной интерпретации текста читателем. С физикой тебе, похоже, очень повезло. Мало кому так везет.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

alaxelrod
Ася Аксельрод

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow