Ася Аксельрод (alaxelrod) wrote,
Ася Аксельрод
alaxelrod

создано в ходе дистанционного обучения

2.2 Домашняя работа учащихся уровня основного общего образования в условиях введения ФГОС.

9 Большинство учителей видят смысл домашней работы в самостоятельном выполнении ее учеником. В настоящее время общепринятой стала практика списывания заданий с Готовых домашних заданий (ГДЗ), использование текстов Интернета. Предложите пути решения этой проблемы. Какие меры, кроме наказания и низкой отметки, могут быть приняты учителем в данной ситуации? Как на уроке можно использовать материал, подготовленный с помощью Интернет-источников?

Практика ГДЗ имеет место уже лет пятнадцать, если не больше. Первое, что памятно мне в связи с этим - случай, когда моя учительница математики, на тот момент уже коллега, прорешала один такой сборник целиком и нашла в нем кучу ошибок. Однако, знание об этом факте не получило широкого распространения.
Так что одна из проблем ГДЗ - риск обучения неправильному через списывание.
Другая проблема - что вообще не очень понятно, как ученик в процессе списывания чего-то с чего-то обучается предмету. Он обучается вранью и тренирует навыки письма.
Единственный плюс - чтобы найти ответ, надо его искать. Следовательно, сколько ученик ищет, столько он и активизирует поисковое поведение, тренирует навык поиска информации.
Однако, мы хотим перевести это в конструктивное русло.
Имеется, минимум, пять вариантов решения.
1. Сделать домашнее задание настолько интересным, чтобы ученику хотелось его выполнить. Это может быть личностно значимое задание, по смыслу связанное с учеником или его семьей. Это может быть задание, содержащее интересную деятельность.
2. Создать в связи с домашним заданием ситуацию, в которой само его выполнение будет выглядеть, как крупное достижение.
3. Сделать домашнее задание индивидуальным.
4. Всерьез разбирать готовое домашнее задание в классе, ставя к нему смысловые вопросы: почему здесь так получается, зачем это нужно, как можно иначе - здесь и ГДЗ становится почвой для работы.
5. Ещё один формат, подразумевающий обсуждение - это задание, подготовленное группой учащихся. Возможно, кто-то из них что-то и спишет, но активное взаимодействие в классе, необходимость отвечать на вопросы нивелируют это.

Наказания в любой форме способами устойчивого исправления ситуации не являются, а формой насилия - являются. Кроме того, они обучают ученика, что он тоже может так решить свою проблему с тем, кто его не слушается, то есть происходит трансляция навыков репрессивного поведения в сочетании с идеей, что кто начальник, тот и прав, и имеет на всё право.

Списывание, как таковое, является не только проблемой, но и симптомом так называемой "выученной беспомощности" - ситуации, когда человек, в силу негативного опыта, убежден, что не может влиять на ситуацию, в частности, не может выполнить домашнее задание, потому, например, что "никогда не получается", "никогда не ставят больше, чем три". Тогда надо решать проблему не выполнения домашнего задания, саму по себе, а преодоления выученной беспомощности.
Tags: школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments