Ася Аксельрод (alaxelrod) wrote,
Ася Аксельрод
alaxelrod

И это - объект? Или идея объекта?

В здании Главного Штаба импрессионисты отлично себя чувствуют. Им и не нужен, как оказалось, дворцовый интерьер. Сами по себе побуждают к разглядыванию.
Есть в живописи загадочные вещи, которые не становятся существенно яснее, даже если я их могу зафиксировать и описать. Картины импрессионистов позволяют рассматривать себя в целом, но удивительны бывают и детали. Более того, стою я перед картиной, целостной и прекрасной, как все они. Делаю шаг к ней, ещё шаг, ещё... в какой-то момент изображение рассыплется. Смотрю на холст, вижу изображение, но - иное, и вовсе не обязательно распознаю в нем деталь именно той картины.
Узнаваемо?

Опытный глаз догадается: колористическое решение уникально. И всё же. Картины здесь как будто нет. Виден каждый её мазок, но во что он встроен, в какой объект? Может, изображено поле фиалок, или уголок Земли с большой высоты, или это какое-то весеннее по духу полотно?

Между тем, картина не то что известна - она популярна.
Из мозаики явно упорядоченных мазков, которые можно было бы в маленьком фрагменте интерпретировать разнообразно, вырос куст, то есть, собственно говоря, "Куст сирени" Ван Гога.


Другой случай.
Бежевое, зеленое. Более сглаженные мазки. Штрихи по бежевому фону кое-где - почти что карандашные. Рама всё же намекает, что это часть картины.

Что изображено - догадаться можно, отчасти: так зелена листва. Однако, где же листья? Или где очертания ветвей? В столь небольшом фрагменте целое не просматривается.
Бежевое - это... глухая ограда.
Маленькая картина Сезанна "Дома вдоль дороги". Пространство уюта и покоя, технически начавшееся с кажущегося случайным сочетания желтого с бежевым, бежевого с зеленым мазков.
Кроны деревьев - вот они. Листва не прорисована, но впечатление передано безошибочно. На то он и импрессионизм, чтобы ставить во главу угла не точное отображение объекта, а впечатление о нем. И всё равно мы понимаем не только каково впечатление, но и чем оно вызвано.


Здесь всё почти узнаваемо. Можно, конечно, решить, и что это складки ткани, но - роза. Когда объект уже назван, тем более не принять его за другой. Даже при том, что никакой лепесток не вырисован целиком, не передана привычными способами фактура. Объемный край лепестка очевидно усиливает эффект, но сам он передан как впечатление от розы. То, как положены длинные мазки, их направление и оттенки, показывает, что роза изображалась, скорее, целиком, без скрупулезного выписывания лепесточков. Это импрессионизм. Набросать по максимуму мазки на холст, передать впечатление, но не заниматься избыточно деталями: они и так проявятся и в готовой работе, и в представлении зрителя.

Это фрагмент картины "Розы в вазе" Ренуара. Смотришь на них - как они прекрасны, и как разнообразны их лепестки.


Последнее на сегодня. До этой картины не дойти - всё равно что полмузея не увидеть. Удивительная, затягивающая в свое пространство.
Вот фрагмент. Ягодки? Цветочки? Редкие разных оттенков зеленые мазки поверх темных бордово- и вишневокрасных, синих, синефиолетовых, что за полумарсианский пейзаж?

Опытный глаз снова догадается о картине в целом, именно по сочетанию оттенков зеленого и красного, по розово-красным пятнам, вырисованным с явным замыслом.
Один из пределов мечтаний: сидеть напротив этого полотна. Равное - лишь второе из диптиха, "Пруд в Монжероне" Моне, а это - его же "Уголок сада в Монжероне". Розочки, красные и розовые, и зелень, и небо, отраженное в пруду. Хочется туда, хоть на денек, или пусть даже всего на час. В пространство, созданное, вроде как, легкими мазками, не изображающее в точности ни цветка, ни толщи воды, но впечатляющее цветом, светом, богатством мазков с той удивительной палитры, отразившей впечатление от места, от цветов, деревьев, неба и воды в нем.
Tags: фотосерия, эрмитаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments