?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Утро было холодное, но, так как это был последний день в Каунасе, откладывать не стоило. Музей открылся в одиннадцать утра, и мы обрадовались теплу. Было заранее известно, что экспозиция "небольшая", посмотрим, погреемся, и обратно на холод... Через десять минут стало ясно, что ни на какой холод я не хочу, по крайней мере, в ближайшее время, а экспозиция может считаться "небольшой" разве что в сравнении с Русским музеем. Содержательно же она огромна, почти у каждой картины естественным образом происходит зависание с всматриванием в неё.
Чюрленис был человеком немного волшебным: помимо яркой художественной одаренности в разных областях, он обладал синестезией - способностью ощущать явления, предназначенные для одних органов чувств, как нормальные и для других тоже. В частности, звук как цвет или образ. Так, он видел музыку, и стремился её отобразить в живописных своих работах.
Вот музей, полностью именующийся "Национальный художественный музей имени М. К. Чюрлёниса". Смотрю на него с другой стороны улицы, из расположенного на склоне маленького парка скульптур Робертаса Антиниса. Утро и тишина. И температура воздуха еле перелезает нулевую отметку, вопрос ещё, в сторону ли тепла.


Рядом со мной - задумчивый персонаж, замшелый слегка.


В музее, во всю стену, фотография художника.
Строчка на литовском означает: "мир как большая симфония". Ничего точнее для выражения художественной позиции Чюрлениса, кажется, и быть не может.


Надо сказать, что до посещения этого музея мое представление о творчестве Чюрлениса было существенно проще и беднее, например, я представляла себе линию его рисунка, но не интенсивность красок и не диапазон абстрактности и конкретности изображения, который для него был возможен.
Триптих в зеленых тонах, "Райгардас", ландшафт хорошо знакомого места.


"Сказка".


"Дружба"


Работа из цикла "Зима", включающего восемь картин. Вот, кажется, совсем простое изображение, так почему же перед ним стоишь и стоишь?


Один из залов.
Пять из этих картин, те, что слева, входят в серию "Симфония похорон".


"Шелест леса". Хочется поближе подойти - не только к картине, а и к самому лесу в ней.


Примерно в середине осмотра экспозиции услышала музыку. Поняла, что и музыка тоже Чюрлениса, и что её специально включают для экскурсантов. Прислушалась - вроде как, классика, можно себе представить её исполняемой оркестром, скажем, на концерте в филармонии. Но что не передать словами, и не представить себе без переживания непосредственного опыта, это её воздействие: она как будто втаскивает в водоворот самой себя, из которого и выбираться не хочется, а, наоборот, подольше бы стоять и прислушиваться к движению её волн. Это чувство до сих пор со мной.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
petrark
Mar. 12th, 2017 09:22 am (UTC)
Интересный, несомненно, автор, но мне он кажется слишком холодным, что ли - как и вообще символисты.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

alaxelrod
Ася Аксельрод

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow