?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сюжет был прост: памятник такой-то, стоит там-то, автор вот он. Стоило проявить минимальный интерес к подробностям и обстоятельствам, как всё стало усложняться. Сейчас для меня эта история - из двух частей: более очевидной, про памятник, и менее очевидной, про его создателя.

Памятник Людвигу ван Бетховену находится в Карловых Варах, с одной стороны, на окраине, но, с другой, в каких-то минутах ходьбы от фешенебельного отеля "Пупп", непосредственно перед большим парк-отелем "Ричмонд". Очень близко к курортной части города, но в тихом безлюдном месте. Рядом шоссе, двести метров до леса, за спиной памятника – река Тепла и парк, вокруг зелень, тишина и покой. И тут такие масштабы, и такой накал страстей. Размерами вся композиция поражает воображение. На моих фотографиях он частями. Но дело даже не в размерах. Всё, что мы знаем о человеческих чертах Бетховена, кажется, передано скульптором. Мятежный, конфронтирующий, упрямый человек идет навстречу ветру - да и навстречу неласковой судьбе. Идет, сосредоточенно и напряженно, занятый больше насущными мыслями, чем окружающей реальностью и, в том числе, ветром.
IMG_8989.JPG

Поближе. Кстати, размеры фигуры в высоту – примерно два человеческих роста.
IMG_8990-1.JPG
Справа и слева от самого памятника есть две пластины, показавшиеся то ли имеющими черты античных, то ли просто необычными.
На них рельефы и текст. И я вернусь к ним немного позже.

Это всё, что я видела непосредственно. Остальное - выяснялось.
Памятник был открыт в 1929, на месте уничтоженного памятника императору Францу Иосифу I. Сама идея поставить памятник связана с желанием увековечить события - два визита Бетховена в 1812 году и его тогдашний концерт в отеле "Пупп", выручка от которого была направлена жителям пострадавшего от пожара Бадена.

Автор памятника - Нуго Угер, известный чешский скульптор. Желая узнать о нём хоть что-то, набрела на страницу, которую старательно читала, насколько можно вообще это делать, не зная языка, опираясь на его родственность русскому и на подсказки электронного переводчика. До того обрывками попадалась весьма странная информация, а здесь всё собрано.
Неизвестно, как жил автор памятника, кроме двух обстоятельств: у него была жена и он посвятил себя искусству. Политикой не занимался.
По окончании Второй мировой, в июне 1945, Нуго Угер был арестован и отправлен в маленький город Нова-Роле, находящийся неподалеку от Карловых Вар. В годы войны там был концлагерь, и его продолжили использовать для содержания нацистских военных преступников, проживавших в Чехии. Они, в частности, могли происходить из немецкоязычных семей, обосновавшихся в Чехии уже давно и в большом количестве. В течение полугода Угер находился в том концлагере. В декабре его перевезли в тюрьму, находящуюся в пражском районе Панкрац, где он был забит до смерти и похоронен в братской могиле.
Остается вопрос – так что, он был нацистским преступником? Он был скульптором, этим и жил. Нацистским преступником был Карл Ге́рман Франк — деятель нацистской Судетской партии, один из руководителей оккупационного режима в Богемии и Моравии, обергруппенфюрер СС, генерал войск СС и полиции.
Несчастный Угер был женат на его двоюродной сестре, причем ещё с 1923 года. Она происходила из старой карловарской семьи, звалась Angel Eberhardovа. Автоматически сочли причастным к деятельности родственника.
Это – всё, и нет других объяснений. Ошибка правосудия? Отсутствие правосудия?
Боковые панели почти тогда же были сбиты, в 1946, и уничтожены.
Причину этого я нашла здесь.
После 1945 действовала специальная комиссия по ликвидации мемориальных досок и памятников, имеющих отношение к немцам. Её глава в Карловых Варах, Ладислав Козак, предложил сбить рельефы с немецкими текстами, чтобы потом заменить их на более подходящие, но оставить сам памятник немцу-Бетховену, потому что «если литература всегда, в большей или меньшей степени, продукт национальный, то музыка – международное средство выражения, остающееся, однако, по сути, продуктом этой страны. Такова особенно музыка Бетховена, величайшего из деятелей искусства…». Козак явно старался спасти памятник хотя бы частично, и ему это удалось.
Рельефы были возвращены только в 2012 году, их создал Херман Куба, ориентируясь на сохранившиеся маленькие черно-белые фотографии оригиналов.
Вот они:

Вот левая.
IMG_8993-1.JPG
„Die Musik soll dem Manne Feuer aus der Seele schlagen“ – «музыка должна высекать огонь из души человека.» Это цитата из письма писательницы Беттины фон Арним.
Стоит обратить внимание на особенности изображения. Здесь – мужчина и женщина, и, если без метафор, а просто описывать видимое, то между ними есть явное взаимодействие: расстояние мало, и совсем не только потому, что для него нет места, а прикосновения – кто может взять рукой локоть согнутой руки другого человека, прикоснуться головой к голове? Разве что «свой», это не про влюблённость, а про отношения, в которых другой каждой клеточкой дорог и понятен. Если присмотреться, то женщина не выглядит эталоном красоты, но она сверстница мужчине, и это привносит в изображение какое-то их равенство, общность между ними. Она держит скрипку, он своеобразно обнимает её. Музыка-скрипка, две души и их страсть.

А это правая.
IMG_8991-1.JPG
„Zeige deine Gewalt, Schicksal! Wir sind nicht Herren über uns selbst. Was beschlossen ist, muss sein und so sei es dann“ – «Покажи свою силу, судьба! Мы не хозяева сами себе. Что предрешено, то должно быть и будет далее.» - Это строчка из дневника Бетховена, запись 13 мая 1813 года, во время подготовки к написанию Седьмой симфонии. Удивительно понимать, что автор высказывания как раз полагаться на судьбу не собирался. Значит, это вызов на бой?
Одинокая душа, плакучая ива над ней, скелет костлявой рукой играет на скрипке. Наедине с музыкой, с жизнью-ивой и смертью-скелетом – обычная конфигурация человеческого существования, переданная яркой метафорой. Надо сказать, что изображение скелета или отдельных его частей в Чехии явно более популярно и обыденно, чем во многих других странах, это такая культурная особенность взаимодействия с темой смерти, и, возможно, здесь она находит некоторое свое отражение.
Оба рельефа – о духе, философии, музыке Бетховена.
На каждом из них отчетливо читаются имена обоих авторов – Хуго Угера и Хермана Кубы.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
petrark
Aug. 20th, 2017 06:10 pm (UTC)
Замечательно, что они это восстановили. Я был в Карлсбаде (предпочитаю, да простят меня чехи, исторические немецкие названия) дважды, но оба раза до этого, так что помню памятник, конечно, безо всяких рельефов. А они очень выразительны.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

alaxelrod
Ася Аксельрод

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow