Ася Аксельрод (alaxelrod) wrote,
Ася Аксельрод
alaxelrod

Categories:

Из сегодня, выставка в Музее Фаберже. Модильяни и его Жанна; Сутин, Валадон, Утрилло.

Модильяни, кажется, ни с кем уже не перепутаю. Эти удлиненные лица, полусхематичные или вовсе данные намеком глаза, тонкие линии. Сутин тоже вполне узнаваем. Красное и черное, рыба, туша быка, и реже - люди.
Часть выставки поэтому была не знакомством, а встречей.
Сама выставка была организована так, что между картинами и картинами, картинами и текстами, размещенными на противоположных стенах, были довольно-таки небольшие расстояния, а людей очень много. Подойти к картине, как хочется, не всегда получалось, поэтому часть фотографий - под углом.
Но и в таком ракурсе очевидно: Модильяни.
Слева "Девочка в желтом платье (портрет девушки с воротничком)", справа "Беатрис Гастингс, опирающаяся на правую руку".
IMG_0368-1.JPG

И Сутин.
"Натюрморт с круглым столом" и "Рыбы".
IMG_0372-1.JPG

Интересно сравнивать их работы с одним и тем же сюжетом. В частности, оба они написали портреты девочек. Понятно, что моделями были совсем дети, которым просто в силу возраста присущи нежность и миловидность.
Х. Сутин, "Девочка в розовом платье"
IMG_0384-1.JPG

А. Модильяни, "Девочка в голубом"
IMG_0388-1.JPG

Но это всё же не открытие.

Я начисто забыла о художественном таланте Жанны Эбютерн, чему есть оправдание: никаких её работ не видела, да и существует их мало. А вот одна из них. И это для меня - открытие.
Влияние Модильяни, которому она была женой, который был её любимым и единственным, можно предполагать, но собственную мысль видно, и кто знает, какое развитие получил бы её талант, проживи она дольше двадцати одного года.
"Адам и Ева"
IMG_0383-1.JPG

Ещё одно, вернее, два одновременных открытия, связаны с художниками, о которых, казалось, ничего не знаю, кроме фамилии одного из них. Потом вспомнила, что видела и, как минимум, одну работу другой. Никакого представления о них всё равно не было.
А ведь жили на свете Сюзанна Валадон, художница, натурщица, влюбчивая женщина, не очень считающаяся с общественным мнением и условностями разного рода, и сын её, Морис Утрилло, художник. Оба были художниками-самоучками. Я смотрела на их картины и думала, что каждого из них общество, тем более - тогдашнее, пусть и богемное парижское, могло осудить: её - за частую смену мужчин, да и за то, что сын рожден от неизвестного отца, его - за алкоголизм. И наше современное общество ведь тоже нередко относится к этому с осуждением. И если дать просто описание их жизни, но не показывать работы, впечатление о самих людях вполне может быть другим.
Всего лишь - нестандартная жизнь, но это была их жизнь, и, не знаю, как он, но она в своей бывала счастлива.
Она была перфекционистична в работе, всё улучшала свои холсты, и сочетание этой точности, выверенной линии, с яркостью красок производит впечатление объемного, живого, сильного.
С. Валадон "Вид города Корте".
IMG_0375-1.JPG

На её картинах много людей, на его - почти нет их, он работал в жанре урбанистического пейзажа, и что-то такое есть в его работах, что не отойти. Ни яркости палитры, ни эмоциональности сюжета, просто улицы, дома, виды города, виды пригородов, и какие-то совершенно самодостаточные. Завораживают полностью. Мягкость цвета, тщательность прорисовки и узнаваемость деталей - не знаю, буду ли когда-нибудь в Париже, но если да, то постараюсь найти эту улицу и надеюсь, что узнаю её.
М.Утрилло, "Улица Маркаде в Париже".
IMG_0378-1.JPG

Вот ещё одна его картина, я её сфотографировала целиком и фрагментами, чтобы показать детали.
М. Утрилло, "Улица в Фонтенбло".
IMG_0390-1.JPG

Детали:
Листва слева вверху. Тщательно прорисованы ветки, листва - но у листьев нет конкретной формы, это было бы избыточно; однако - сколько оттенков зеленого.
IMG_0391-1.JPG

Домик слева. За забором, немножко за растительностью.
IMG_0392.JPG

Три человека, идущие от дома вглубь картины. Схематичные, но достаточные, чтобы опознать в них именно людей.
IMG_0393-1.JPG

Отдельного кадра стоит освещение этой выставки. Заметно даже на фотографиях, что работы висят в полумраке, но при этом каждую из них хорошо видно. Если с пространством для зрителей здесь получилось не очень удачное решение, то с освещением - наоборот. Был слабо освещен зал в целом, но прожекторами сверху - каждая картина.
IMG_0389.JPG
Tags: фотосерия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments