?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У Г. Ревзина в очерке "Точка отсчета" из сборника "На пути в Боливию" приведено описание этого памятника.
"Он распологается в самом центре Берлина, если считать, что у этого города вообще есть центр - вид у этого места как раз больше напоминает окраину. Если идти от Потсдамер-платц, где расположен Сони-центр - символ нового объединенного Берлина - к Бранденбургским воротам, символу Берлина старого, то слева у вас будет такой парчок ... а справа - шестиэтажки ГДР-овской номенклатуры. Между ними пустырь длиной примерно в километр, а шириной метров в триста... На этом пустыре и расположен монумент Питера Айзенмана.
Он заставил весь этот пустырь бетонными прямоугольничками. Совершенно одинаковыми - ширина 95 см, длина два тридцать семь. Гроб не гроб, но похоже. Всего этих гробов 2700 штук. На пустыре имеется падение рельефа к центру, там места на три ниже, чем по краям. [...] Поэтому высота этих гробов колеблется - центральные высотой как раз метра три, а по краям они совсем уходят в землю." (Г. Ревзин, На пути в Боливию, ОГИ, с.526)
Вот как это выглядит. Понять, что это монумент, невозможно, нет ни указателей, ни надписей - только огромная площадь, заставленая параллелепипедами. Своеобразно вписываясь в городской ландшафт, памятник никак не напоминает о себе - он просто имеет место быть.

По всей вероятности, когда монумент строили, выход из подземки уже был, и его не стали переносить, а просто вписали в конструкцию. Теперь каждодневно какое-то количество берлинцев выходят из метро - в памятник...

Я дошла до монумента в девятом часу вечера. На крайних столбиках, невысоких, сидела местная молодежь, болтала и отдыхала. У них были в большей или меньшей степени безмятежные лица, памятник, как казалось, не был ими воспринят иначе, как удобные, пусть и небольшие, скамейки. Странное место для отдыха? Но такое впечатление, как будто этот монумент намеренно вписан в повседневную жизнь, не для того, чтобы вызывать трепет, а чтобы каждый день своим неотъемлемым существованием в этой жизни не давать забыть о том, что было.
Внешняя невыразительность монумента вызвала поначалу недоумение Г.Ревзина - ну что это за памятник, "ни малейшей идеи". Монотонно повторяющиеся элементы, установленые строгими рядами.
Чтобы понять идею, нужно войти вглубь монумента. С какого-то шага бетонные столбы становятся выше роста идущего человека, к тому же они оказываются везде - справа, слева, впереди, позади. По диагонали тоже - темно-серые бетонные столбы. Максимально упорядоченные, безмолвные, неподвижные - устойчивый бетонный мир.
Так воспроизводится для каждого забредшего сюда мироощущение жертвы гестапо или другого механизма для переписи населения с последующим уничтожением, мироощущение человека, у которого нет выхода. Нет перспективы, нет надежды - ничего нет. В прошлом есть что-то свое, важное, кем-то был, да и продолжаешь быть, но какое значение это имеет теперь? Тебя "сосчитали" - все, конец. Только если запрокинуть голову, можно увидеть прекрасное, полное цвета, выразительное небо - но, сколько ни молись, безразличное к беде.

В этом воспроизведенном в бетоне тоталитарном мире не так чувствуется тревога, как именно безнадежность - не во что, не в кого уткнуться глазу, монохромно и монотонно все вокруг. Если есть люди неподалеку, то и их ситуация так же безнадежна: они тоже в этой ловушке.

Сегодня можно просто подняться к периметру монумента, посмотреть на него сверху, уйти от него, в отличие от "тогда", когда это был не монумент, и периметр был недостижим.

Это - центр Берлина. Каждый берлинец здесь был и это чувствовал: невозможно оставаться безразличным, попадая в модель ситуации, несовместимой с человеческой жизнью. Каждый знает, кому посвящен памятник. Каждый.
Когда мне сейчас пытаются объяснить, что Германия осталась той же, что людей с нацистскими убеждениями там море - увольте меня от этих разговоров. Я более спокойна за Германию, где есть место такому монументу - в центре города, чем за свою страну, где и монументы другие, и убеждения, и воспоминания о тоталитарном.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
heathberry
Oct. 10th, 2007 07:55 pm (UTC)
как интересно... а нет ещё фоток?
первый раз услышала об етом памятнике... замечательная идея. Захотелось там побывать...)
alaxelrod
Oct. 10th, 2007 08:00 pm (UTC)
Нет, я сделала только три фотографии. Но это действительно впечатляет.
dimalad
May. 23rd, 2010 11:56 am (UTC)
Там нет подземки... там вход в музей памяти жертв Холокоста...
alaxelrod
May. 24th, 2010 03:24 am (UTC)
Спасибо, не знала.
bonny_par_ker
Mar. 29th, 2013 01:14 pm (UTC)
Спасибо!
alaxelrod
Mar. 29th, 2013 05:45 pm (UTC)
Рада, если полезно.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

alaxelrod
Ася Аксельрод

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow