Ася Аксельрод (alaxelrod) wrote,
Ася Аксельрод
alaxelrod

Берлин. Монумент жертвам Холокоста.

У Г. Ревзина в очерке "Точка отсчета" из сборника "На пути в Боливию" приведено описание этого памятника.
"Он распологается в самом центре Берлина, если считать, что у этого города вообще есть центр - вид у этого места как раз больше напоминает окраину. Если идти от Потсдамер-платц, где расположен Сони-центр - символ нового объединенного Берлина - к Бранденбургским воротам, символу Берлина старого, то слева у вас будет такой парчок ... а справа - шестиэтажки ГДР-овской номенклатуры. Между ними пустырь длиной примерно в километр, а шириной метров в триста... На этом пустыре и расположен монумент Питера Айзенмана.
Он заставил весь этот пустырь бетонными прямоугольничками. Совершенно одинаковыми - ширина 95 см, длина два тридцать семь. Гроб не гроб, но похоже. Всего этих гробов 2700 штук. На пустыре имеется падение рельефа к центру, там места на три ниже, чем по краям. [...] Поэтому высота этих гробов колеблется - центральные высотой как раз метра три, а по краям они совсем уходят в землю." (Г. Ревзин, На пути в Боливию, ОГИ, с.526)
Вот как это выглядит. Понять, что это монумент, невозможно, нет ни указателей, ни надписей - только огромная площадь, заставленая параллелепипедами. Своеобразно вписываясь в городской ландшафт, памятник никак не напоминает о себе - он просто имеет место быть.

По всей вероятности, когда монумент строили, выход из подземки уже был, и его не стали переносить, а просто вписали в конструкцию. Теперь каждодневно какое-то количество берлинцев выходят из метро - в памятник...

Я дошла до монумента в девятом часу вечера. На крайних столбиках, невысоких, сидела местная молодежь, болтала и отдыхала. У них были в большей или меньшей степени безмятежные лица, памятник, как казалось, не был ими воспринят иначе, как удобные, пусть и небольшие, скамейки. Странное место для отдыха? Но такое впечатление, как будто этот монумент намеренно вписан в повседневную жизнь, не для того, чтобы вызывать трепет, а чтобы каждый день своим неотъемлемым существованием в этой жизни не давать забыть о том, что было.
Внешняя невыразительность монумента вызвала поначалу недоумение Г.Ревзина - ну что это за памятник, "ни малейшей идеи". Монотонно повторяющиеся элементы, установленые строгими рядами.
Чтобы понять идею, нужно войти вглубь монумента. С какого-то шага бетонные столбы становятся выше роста идущего человека, к тому же они оказываются везде - справа, слева, впереди, позади. По диагонали тоже - темно-серые бетонные столбы. Максимально упорядоченные, безмолвные, неподвижные - устойчивый бетонный мир.
Так воспроизводится для каждого забредшего сюда мироощущение жертвы гестапо или другого механизма для переписи населения с последующим уничтожением, мироощущение человека, у которого нет выхода. Нет перспективы, нет надежды - ничего нет. В прошлом есть что-то свое, важное, кем-то был, да и продолжаешь быть, но какое значение это имеет теперь? Тебя "сосчитали" - все, конец. Только если запрокинуть голову, можно увидеть прекрасное, полное цвета, выразительное небо - но, сколько ни молись, безразличное к беде.

В этом воспроизведенном в бетоне тоталитарном мире не так чувствуется тревога, как именно безнадежность - не во что, не в кого уткнуться глазу, монохромно и монотонно все вокруг. Если есть люди неподалеку, то и их ситуация так же безнадежна: они тоже в этой ловушке.

Сегодня можно просто подняться к периметру монумента, посмотреть на него сверху, уйти от него, в отличие от "тогда", когда это был не монумент, и периметр был недостижим.

Это - центр Берлина. Каждый берлинец здесь был и это чувствовал: невозможно оставаться безразличным, попадая в модель ситуации, несовместимой с человеческой жизнью. Каждый знает, кому посвящен памятник. Каждый.
Когда мне сейчас пытаются объяснить, что Германия осталась той же, что людей с нацистскими убеждениями там море - увольте меня от этих разговоров. Я более спокойна за Германию, где есть место такому монументу - в центре города, чем за свою страну, где и монументы другие, и убеждения, и воспоминания о тоталитарном.
Tags: Германия, среда обитания, фотосерия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments