Ася Аксельрод (alaxelrod) wrote,
Ася Аксельрод
alaxelrod

Category:

Из текстов, которые пишутся за час-два.

Для срочной публикации в месте, которому не очень доверяю, но которое даёт нужную бумагу для аттестации. Потому что аттестация - она не по работе, а по бумагам. Ничего не могу с этим сделать. Нужен был текст не по биологии, а ближе к методической проблематике. Получилось - ну, методист мог бы такое написать. Создано, самое большее, за пару часов, можно придираться и дописывать, но опубликовано и пока будет так.
Оригинал здесь: https://infourok.ru/statya-k-probleme-motivacii-4627679.html

К проблеме мотивации.

Мотивация должна быть, чтобы учиться. И чтобы работать тоже. Очень важная это вещь – мотивация, и надежды мы возлагаем на неё немалые, и роль в нашей деятельности отводим большую. Мотивацию можно исследовать, можно применять полученные знания и навыки к другому – мотивировать, к себе – самомотивироваться.

Так или иначе, мотивация воспринимается как важный и чуть ли не самый главный движетель обучения, работы. Что-то, заставляющее делать шаги и прилагать усилия. И всё так. Мы придумываем новые способы мотивировать и вспоминаем старые, но всё нам её не хватает, ищем, находим, теряем, снова ищем.

Почему так важно, чтобы мотивация была? Из-за надежды, что она будет нас двигать? Да. Но ещё из-за того, что кажется: есть сильная мотивация, есть устойчивая мотивация, всё получится, мы сможем, сделаем, научимся, достигнем.

Это правда, но не вся.


Первая же проблема с мотивацией возникает именно там, где её много, и выражается в явлении, известном как закон Йеркса-Додсона: есть оптимальный уровень мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего, наиболее результативно. В случае роста мотивации выше оптимального уровня эффективность деятельности снижается. Одно из объяснений такой динамики – состояние стресса, которое испытывает субъект из-за избытка мотивации. Яркий пример этого явления можно обнаружить на любом экзамене, где люди, отлично знающие предмет, забывают и путают всё, что угодно, потому что волнуются, нервничают, не могут успокоиться. Создать избыточную мотивацию способен, например, высокий конкурс на избранную специальность в сочетании с желанием поступить только на неё и никуда больше. Ситуация становится похожей на бородинскую, которую Лермонтов описал фразой «Ребята! не Москва ль за нами?» Как известно, Москва была за их спинами, и её пришлось уступить.

Вторая заметная проблема мотивации – её недостаточность. Это очень чувствуется в ситуации обучения. Кажется, что мотивация обеспечит всё, но если нет навыков учения, не хватает базовых умений, связанных с пониманием текста, и если вдобавок проблематичен контакт с преподавателем, ждать высокой эффективности, каких-то заметных результатов не приходится. И вроде есть мотивация – но, значит, она ещё не всё.

Когда человек учится, он меняется. Можно предполагать результат обучения как изменения, но нельзя знать его заранее точно. Иногда люди учатся биологии, а научаются задавать вопросы. Или учатся английскому, а осваивают терминологию грамматики, описывающую родной язык. Или учит историю, но внезапно начинает понимать какие-то подробности жизни своей семьи. Или учит математику, а обучается в итоге структуре доказательства намного больше, чем собственно математическим действиям и преобразованиям. Или учатся какому-то предмету, а вдруг обретают лучшее представление о себе, чем до начала обучения, либо, наоборот, начинают думать о себе хуже. Неизвестно, что будет результатом шага, серии шагов, помимо преодоления дороги. Есть и некоторая неопределенность, способная подрастить тревогу, которая мешает дальнейшему движению.

Кроме этого, в обучении, как и в любой деятельности, возникают собственные проблемы и ситуации. Что-то получается, что-то – как ни старайся, нет. На обучение или на выполнение домашних заданий уходит невыносимо много времени. Обучение очень дорогое. Во время обучения с человеком случилась беда, был сильный стресс, заболел, родители разводятся – стало намного тяжелее даваться обучение как таковое. В конце концов, обучение может просто не оправдывать ожиданий: условно – хотел научиться танцевать, полгода репетирует позиции с первой по шестую, батман и плие, до самих танцев не так и не добрался. Хотел выучить язык, старается, только по стенкам не бегает, вся квартира увешана словами, но ничего не запоминается и грамматика не осваивается. Дефицит мотивации? Возможно, что без него не обошлось, но заметно важнее другие причины. Пусть их нельзя уверенно обнять одним понятием, и по сравнению с мотивацией они кажутся мелкими, но они существенно меняют ситуацию обучения. Они влияют на мотивацию, снижая её, и усложняют процесс, даже если мотивация не изменилась.

Хорошо описать проблему, но важно и наметить пути её решения. В ситуации обучения многое зависит от взаимодействия ученика с материалом – может ли ученик осваивать этот материал, соответствует ли материал уровню подготовки, возрасту, интеллекту ученика? И многое зависит от контакта ученика с преподавателем – возможно ли в этом контакте доверие или есть только страх перед наказанием. Это можно отслеживать со стороны и изнутри ситуации, регулировать по необходимости. Точно также полезны данные о ситуации ученика, его затруднениях и их причинах. Даже если обратная связь собирается не постоянно, а время от времени, она может стать источником материала для работы с учеником.

Ситуации тревоги или стресса относятся к таким, где ученик нуждается в понимании (в самом простом смысле) и поддержке преподавателя. Это не обязательно неусыпный масштабный контроль, но удержание и подтверждение контакта преподавателя с учеником как с человеком. Достаточно бывает взаимодействия на эту тему, малого по времени и объему. Преподаватель не может решить проблемы, выходящие за рамки его компетентности, но может быть со своим учеником и при этих проблемах тоже.

Пожалуй, что все эти ситуации, где мотивация выглядит нарушенной, парадоксально нуждаются в иных способах реагирования, чем попытки нарастить мотивацию.

Наконец, надо вернуться и к ситуации, которую затронули раньше, к случаю избыточной мотивации. Конечно, решать такую проблему, подращивая мотивацию ещё, идея заведомо плохая. Но вот что может быть полезным – это снижение стресса. Для этого человек из состояния «за нами Москва» должен перейти в состояние «да, за нами Москва, но если что, есть варианты решения проблемы» - и эти варианты должны быть проговорены, известны. Что будет, если экзамен будет сдан не на сто баллов? Что будет, если на тот факультет в этот вуз не получится поступить – где ещё есть такие факультеты, вузы? Можно ли пропустить год, и что делать в это время? Таким образом, в процессе обсуждения исчезает тот клин, которым сошелся белый свет, и человек начинает понимать, что даже если сейчас что-то не получится, дальше будет жизнь, перспективы, будущее, а не кромешная тьма.

Идея, что мотивация – это ещё не всё, и что она не так проста, как кажется, была порождена теорией психологии и практикой работы в школе, а также анализом опыта собственного обучения. Основным мотивом для написания этого текста было желание транслировать своё видение ситуации как неоднозначной и несколько снизить ценность мотивации как самой движущей из движущих сил.
Tags: мои публикации, профессиональное, пси
Subscribe

  • 24 мая 2020, Баболовский парк

    Это был обвал свободы, воздуха, зелени после долгих недель безвылазного пребывания дома. Большую часть времени просто смотрела на всё это бескрайнее,…

  • Синебрюхофф, место уюта

    Это из января 2020. Был не то чтобы очень холодный, но ветренно-промозглый и оттого мёрзлый день. Синебрюхофф на Булеварди, 40 - художественный…

  • Библиотека по имени Ооди.

    Это было в январе 2020, почти год назад. Ооди открылась в конце 2018, я очень хотела её увидеть и через год зашла. Было январское утро,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments