alaxelrod

Category:

Кострома. Романовский музей, 22.07.2021, выставка "Люди Страны Советов. Жизнь без войны"

Романовский музей, удивительное белое здание с зелёной крышей, за минувшие три года трансформировался из, по сути, этнографического в художественный. Никак не ожидала, что проведу в нём часа два с половиной, но получилось примерно столько. 

В музее есть постоянная экспозиция и проходила временная выставка, наверное, она и сейчас ещё продолжается. Выставка была посвящена изображениям послевоенного мира, примерно 1950-х — 1960-х годов. В музее есть услуга, называемая «консультация». Я поняла, что это подобие экскурсии, и оплатила консультацию по временной выставке. И правильно сделала. Пришла юная сотрудница музея по имени Дарья и мы довольно долго осматривали выставку. К моей радости, рядом оказался не транслятор искусствоведческого текста, а человек  думающий, внимательный к контексту и к деталям, способный рассказывать, а не вещать. Авторы работ были мне неизвестны,  появилась возможность лучше понять их творчество. 

Кажется: соцреализм, тривиальность, и не то, что называют шедеврами, но в этом столько жизненности, и столько возможности заглянуть в другой мир — как в смысле времени, так и в смысле пространства. Я не жила там и тогда, а из моего здесь и теперь не смогла бы представить себе в достаточной полноте, как это было. Даже при том, что и читала что-то, и видела раньше. И смотрю в эти картины, как в окна, где жизнь, такая непохожая на мою, течёт своим чередом. Под тем же Солнцем, с этой же природой, и только иногда с моими воспоминаниями или с потребностями что-то пересечется. Другой ритм, другие приоритеты, но то же самое желание работы и покоя.

Розанов А.И. Подружки, Белых А.П. Волгарь родился.
Розанов А.И. Подружки, Белых А.П. Волгарь родился.

Если левая картина более-менее понятна, по крайней мере, в ней почти идиллическое спокойствие, то правая человеку, выросшему не в Костроме и не в похожем месте, может быть немного странна. Возить новорожденного в лодке? Я не подумала об этом, Дарья рассказала: Кострома разделена Волгой на две части, а роддом был только один. Моста долгое время (до 1970 года) не было, части соединялись паромной переправой. Чтобы с другой стороны реки попасть в роддом, а потом домой, надо было плыть на пароме или в лодке. Километр от берега до берега — не самое комфортное путешествие.
Автор левой картины, А.И. Розанов, был профессиональным художником и филологом, работал учителем, я так понимаю, что русского языка и литературы. Автор правой картины, А.П. Белых, преподавал специальные дисциплины на художественно-графическом факультете в Костромском педагогическом институте.

Сайкина А.В. В деревне вечером, Тутунов А.А. Дома, Головина (Анисимова) Р.Д. Обновка.
Сайкина А.В. В деревне вечером, Тутунов А.А. Дома, Головина (Анисимова) Р.Д. Обновка.

Маленькая работа А.В. Сайкиной здесь, кажется, единственная — и тоже идиллическая, это общее настроение многих картин на выставке. Но Википедия утверждает, что работы этой художницы есть в частных собраниях и музеях России и Европы. Она прожила долгую жизнь и работ оставила много. Не знаю, многие ли из них похожи на этот тихий вечер с посиделками и неспешными разговорами.
На нижней картине — женщина перед зеркалом, поставленным на стол, который в другое время мог бы быть обеденным. Мне это странно, видимо, привыкла, что зеркала фиксированы на своих местах и что я к ним прихожу, но ведь там, тогда большое настенное зеркало или зеркальная дверца шкафа могли быть роскошью. Много пространства занимает фикус. Дарья говорит, их и сейчас в изобилии выращивают в квартирах. Автор, А.А. Тутунов, 1928 года рождения, ныне здравствует, много выставлялся. Его работы находятся в собраниях по всему миру. Среди них много пейзажей, есть портреты, и в сети нашлось несколько работ с очень подробным и интересным, в том же духе, что и здесь, изображением интерьера деревенского дома. На некоторых его картинах изображение кажется как будто расчерченным, независимо от того, пейзаж это, интерьер или что-то другое. Очень заметная геометрия.
Третья картина вызывает у меня обрывочные, но яркие детские воспоминания о валенках и галошах, о меховых воротниках на пальто, платках, спектре значений глагола «достать». Об авторе мало информации, я нашла несколько картин с портретами и пейзажами, а на одном аукционном сайте обнаружилась картина «Весна», наполненная какими-то ирреальными оттенками, отражающими, однако, вполне понятную весеннюю радость.

Цейтлин Г.И. Звеньевая Надя, Шувалов Н.В. Портрет текстильщицы Виноградовой, Грошев Н.А. Портрет красильщицы Смирновой.
Цейтлин Г.И. Звеньевая Надя, Шувалов Н.В. Портрет текстильщицы Виноградовой, Грошев Н.А. Портрет красильщицы Смирновой.

Большой, обстоятельный текст об авторе первой работы обнаружился в сети. Из него следует, что Г.И. Цейтлин был известным художником, выросшим в Одессе, объездившим всю страну, очень много работавшим. Писал, в большинстве, портреты и довольно много — натюрморты. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. О героине картины ничего не знаю, кроме имени «Надя».
Н.В. Шувалов — костромской художник, о котором я пока мало знаю. А вот его модель — Евдокия Виноградова, известная ткачиха, установившая рекорд по количеству одновременно обслуживаемых станков, прототип или один из прототипов главной героини фильма «Светлый путь». Есть большая статья о ней в Википедии, там много про её жизнь в труде, рекорды и конкуренцию. Обнаруживается также некоторая информация о её личной жизни, семье, болезни. Но интересно отметить вот что. На портрете у неё выражение лица не то что неласковое, а даже агрессивное. Но ни на фотографиях этого не видно, ни свидетелями не подтверждается. Напротив, сообщают, что она была красивая, умная и скромная. Другое дело, что, видимо, с характером, потому что выдержать интенсивность работы в условиях необходимых рекордов, депутатство, в рамках которого она имела дело с решением многочисленных проблем обращающихся к ней жителей, руководство учреждениями — задача для крепкого орешка. Ещё одна особенность этого портрета: глаза смотрят на зрителя, где бы он ни стоял, главное, чтобы он сам смотрел на картину.
Об авторе третьей картины, Н.А. Грошеве, выяснилось, что его работы можно найти в Японии и в Финляндии, и что в основном это портреты. А о модели, некоторой красильщице Смирновой, ничего пока не обнаружилось, и можно лишь предполагать, чему она радуется. Мне, правда, кажется, что впечатление радости усиливается контрастом мутно-синих, красного и белоснежного оттенков. Похожее сочетание цветов есть и в картине Цейтлина, но без такого контраста, а палитра Шувалова и богаче, и мягче.

Назаров Н.Ф. Портрет жены художника Назаровой Е.Ф., Назаров Н.Ф. За газетой, Малягин О.К. Лето, Козлов И.А. Улица Чайковского.
Назаров Н.Ф. Портрет жены художника Назаровой Е.Ф., Назаров Н.Ф. За газетой, Малягин О.К. Лето, Козлов И.А. Улица Чайковского.

Здесь две работы Н.Ф. Назарова, костромского художника, работы которого разошлись не только по России, но и по Европе. Верхняя левая — портрет, где насчет профессиональной принадлежности модели у меня не было и доли сомнения: коллеги узнаются за километр. Действительно, оказалось, что Е.Ф. Назарова работала учителем. Вторая картина, ниже, отражает ситуацию, которую современный подросток, наверное, не понял бы. Сидит мальчик, читает трём в разной степени пожилым женщинам газету. Я предположила, что они не были настолько грамотны, чтобы хорошо читать, но, может быть, это было и просто формой совместного времяпрепровождения тогда, в 1951 году.
О художнике О.К. Малягине пишет на сайте «Бессмертный полк» его правнучка , есть текст примерно того же содержания на сайте художественной галереи Костромы (площадь Мира, 2). В целом, речь идёт всё время о человеке с длительным и болезненным опытом войны, плена, концлагерей, мучений после возвращения домой. А здесь — сидит себе девочка за столом, всё солнечными лучами залито, как будто вот только это и есть, такой светлый и тёплый мир. Похоже, это вообще одна из идей выставки. По крайней мере, Дарья говорила, что все авторы картин старались именно мир изображать, как пространство, в котором войне места нет, как бы отодвинуться от неё. Поэтому в картинах много света и оптимизма, а когда присмотришься — увидишь и бедность, и тяжесть работы, и трудности быта. Но это из сегодня так выглядит, а тогда, видимо, другое было важно, что вообще жить можно, перспективы есть, надежды какие-то.
Последняя картина здесь — «улица Чайковского». Её автор, И.А. Козлов, работает в разных жанрах, а картины давно уже разошлись по всему миру. Улица Чайковского находится в центре Костромы, она совсем небольшая, менее полукилометра. Сейчас её заасфальтировали полностью, но всё равно она узнаваема. В этом году я так и не прошла по ней, но три года назад её видела и, пусть нечётко, но вспомнила, глядя на картину. 

Думала, что напишу здесь и о постоянной экспозиции, но — оставлю для следующего поста, чтобы не было слишком много информации.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.