alaxelrod

Category:

Кострома, Романовский музей, постоянная экспозиция.

Предыдущий пост был посвящен временной выставке, но в музее есть и постоянная. Часть времени я ходила по ней, не фотографируя. Целый зал, посвященный так называемой «иконе на рези», то есть, если коротко, русской деревянной скульптуре религиозного характера, иногда окрашенной по технологии, близкой к иконописной, остался только в моей памяти.
Стоило перейти в соседний зал, как постигло удивление. За стеклом стояла чашка на ножках, с таким декором, что как её держать в руках, обнимая тёплые бока? Понятно, есть и ручка, но некоторые люди привыкли ею не ограничиваться. Однако, думаю, владелец адаптировался. Уж очень она симпатичная.
А вообще — фантастика же. Хрупким чашечке и блюдечку минимум 276 лет. Полная сохранность и такая красота.

Чашка чайная с блюдцем. 1740-1745. Королевство Саксония. Фарфор; золочение, лепка, роспись подглазурная.
Чашка чайная с блюдцем. 1740-1745. Королевство Саксония. Фарфор; золочение, лепка, роспись подглазурная.

День был тёплый, даже моментами жаркий (мне так помнится), и в музее сделали то же, что я очень люблю в Эрмитаже: открыли окно, по совместительству — выход на балкон. Третий этаж музея оказался выше крыши отеля «Островский», что напротив — видны и его фонари, украшающие козырёк крыльца. И сразу много неба, много воздуха — смотришь и как будто рассеивается чувство закрытости в стенах.

Перед выходом на балкон как-то странно стоял бюст с очень знакомым лицом. Я понимаю, когда балкон закрыт, это выглядит совсем иначе. Может быть, мраморный Александр II работы неизвестного скульптора тогда просто на своём месте, а не в этой нетривиальной композиции.

Неизвестный скульптор, русская школа. Первая половина 19 века. Портрет Александра II, бюст, мрамор.
Неизвестный скульптор, русская школа. Первая половина 19 века. Портрет Александра II, бюст, мрамор.

Вы знаете таких художников — братьев Чернецовых? Я раньше не знала. Вот работа одного из них. Напоминает что-то итальянское — почему? Не знаю. Это Волга. 

Чернецов Г.Г. Волга 1839 Холст, масло.
Чернецов Г.Г. Волга 1839 Холст, масло.

Вот что сообщает музей в описании картины. А Википедия, например, рассказывает, что была целая семья Чернецовых, отец — иконописец и три сына, из которых один с художественными навыками, больше о нём ничего не говорится, а ещё двое - художники, дружившие впоследствии с А.С. Пушкиным, о них и речь. Антон Иванов изначально был крепостным, его выкупили братья Чернецовы.

Вот Венеция, которую я никогда не видела иначе, чем на картинах. Об авторе пишут: «увлекался живописью», «непрофессиональный художник». Ничего себе «непрофессиональный». Он на самом деле учился живописи, просто систематического образования в этой области не имел. Он был граф, со светской жизнью, и, по описаниям, очень милый человек.
В Венецию он попал не потому, что хотелось путешествовать, а сопровождая жену к месту лечения — ей прописали получать его именно там. Итак, жена графа болела, потом умерла. Граф делал наброски города, чтобы потом написать картины. Помогало ли это ему выжить в ситуации непрерывного сострадания, а потом —  потери? Не знаю, но не исключено.

Мордвинов А.Н. Утро в Венеции. Холст, масло.
Мордвинов А.Н. Утро в Венеции. Холст, масло.

Обычно художники оставляют в углу картины свой автограф — если это целое слово, то фамилия. Никогда не видела, чтобы картина была подписана, как эта. На фотографии может быть не видно, вот отдельно правый нижний угол. Идентичность.

Правый нижний угол картины А.Н. Мордвинова "Утро в Венеции".
Правый нижний угол картины А.Н. Мордвинова "Утро в Венеции".

Для меня и следующая картина была неожиданностью — из-за авторства. Горные вершины выше облаков, люди по ним не то что осторожно идут — они, похоже, нередко бывают на своих тропах в тех горах, пешие и верхом, привычно поглядывая сверху на облака (умопомрачительный опыт, между прочим, у кого было, тот знает, у меня было). Только что-то облака похожи на морские волны, но, может быть, мне так кажется, потому что знаю — Айвазовский, это его редкое не-море.

Айвазовский И.К. В горах. 1876, холст, масло.
Айвазовский И.К. В горах. 1876, холст, масло.

И более привычный Айвазовский, маленькая картина, сияющая вода.

Айвазовский И.К. Закат на море 1886 Картон на холсте, масло
Айвазовский И.К. Закат на море 1886 Картон на холсте, масло

Относительно размеров картины рама кажется слишком крупной. 

Высокие деревья, маленький рядом с ними дом, одновременно монотонный и сложный пейзаж, уместившийся на маленькой площади. Плёс тут недалеко. Левитан.

Левитан И.И., Избушка на лугу. Картон, масло.
Левитан И.И., Избушка на лугу. Картон, масло.

Иду вниз, к продолжению. Лестница такая впечатляющая, что трудно удержаться и не показать её.

Романовский музей, лестница.
Романовский музей, лестница.

Н. Гончарова — имя знакомое, но я не знала, что она интересовалась каменными бабами. Встретила эту картину — всё, теперь знаю. Вообще — эти каменные изваяния представлялись мне раньше чем-то настолько изолированным от обыденного мира, что было неожиданностью увидеть одно из них в натюрморте.

Гончарова Н.С. Каменная баба. Мёртвая натура. 1908. Холст, масло.
Гончарова Н.С. Каменная баба. Мёртвая натура. 1908. Холст, масло.

Два пейзажа дальше ждали меня. Вроде бы разные во многих отношениях, но есть какая-то парность. Может быть, потому, что висят рядом, или из-за сюжета.

Фалька я вроде знала раньше. Но впечатление, что только фамилию. Википедию открыла — кажется, и там есть, что читать, а ведь, наверное, и более подробные и более специальные тексты найдутся, да и уже нашлись, Википедия даёт ссылки на свои источники. Стояла перед картиной и думала: что это, Армения? Другой восток? Родившийся в Москве Фальк ко времени написания картины бывал в Италии — так, может быть, это её ландшафт? Белые домики, красные крыши, горы, то ли тополя, то ли кипарисы.

Фальк Р.Р. Пейзаж. Во дворе. 1915. Холст, масло.
Фальк Р.Р. Пейзаж. Во дворе. 1915. Холст, масло.

И ещё пейзаж. Известное имя, ассоциирующееся с творчеством и с семьёй, в которой есть и другие имена. Кончаловский свой пейзаж написал всего на три года раньше, чем Фальк — свой, и оба они имели отношение к «Бубновому валету», как основатели. Есть что-то общее, но индивидуальность сильнее. Не пытаюсь гадать, что за место изображено — это может быть чуть ли не где угодно. Или есть сообщество деревьев, чей силуэт так узнаваем? Может, и есть. Но кто их не видел — не догадается.

Кончаловский П.П. Пейзаж. 1912. Холст, масло.
Кончаловский П.П. Пейзаж. 1912. Холст, масло.

Я вышла из музея, с некоторым трудом открыв тяжелые двери, сами по себе довольно-таки примечательные. Не видела никогда похожих.

Двери. Романовский музей.
Двери. Романовский музей.

Отошла от дверей на несколько метров, посмотрела на здание. Вот оно, и вот справа балкон, на который была открыта дверь. Разнообразие оформления окон в пределах одного здания, декор, белоснежность. На афише — названия постоянных экспозиций, и можно увидеть, кого ещё я не сфотографировала.

Романовский музей.
Романовский музей.


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.