Ася Аксельрод (alaxelrod) wrote,
Ася Аксельрод
alaxelrod

диагностика или ...?

Читала следующее:  

Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c.
По поводу цели мониторинга сказано следующее: "выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка". 
Мой вопрос о том, имеет ли место мониторинг (если да, то все-таки чего именно), и что получается в добавление к этому мониторингу - напишу пока без кавычек.
Как я поняла, авторы хотят выяснить, как ребенок относится к миру, к окружающим людям, к себе самому. Отношение, скажем, к семье (включенной в категорию "окружающий мир") может быть "ценностным" - "уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию" или "антиценностным" - "социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни" . Остальные критерии ценностности отношения - здесь http://pedlib.ru/Books/1/0259/1_0259-11.shtml
Интересны закономерности, на которые предлагают ориентироваться авторы: если отношение ценностное, наблюдаем личностный рост, а если антиценностное - личностный регресс. Я не очень уверена, что это так вот всегда, прямо и без сомнений. 
Для измерения ценностности отношений предлагается опросник - 91 утверждение нужно оценить по шкале от -4 до +4. Меня насторожили сами утверждения.

Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.

Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.

Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.

Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.

Я способен с радостью выполнять разную работу.

То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.

Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие вопросы учителю – ведь это не так уж и важно.

Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.

Глупо рисковать ради другого человека.

Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

Присмотримся к высказываниям, требующим оценки. Что из этого выражает ценностное отношение, что - наоборот? Если характер высказывания очевиден для нас, можно ли полагать, что он также очевиден для ученика - подростка? Я задаюсь мыслью о том, что повествовательные предложения могут в данном случае сыграть роль формулы внушения. В самом деле, внешне все выглядит благополучно - формулировки грамматически правильные, шрифт тот же. В содержательном плане - негативное выглядит оправданным. Собственно, ученику есть с чем согласиться - а есть ли с чем не согласиться? 
В случае использования этой разработки - что мы получим, только информацию или в добавление к ней воспитательный эффект? Продолжение методики - здесь:
http://pedlib.ru/Books/1/0259/1_0259-17.shtml

Tags: книга
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments