?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

диагностика или ...?

Читала следующее:  

Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c.
По поводу цели мониторинга сказано следующее: "выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка". 
Мой вопрос о том, имеет ли место мониторинг (если да, то все-таки чего именно), и что получается в добавление к этому мониторингу - напишу пока без кавычек.
Как я поняла, авторы хотят выяснить, как ребенок относится к миру, к окружающим людям, к себе самому. Отношение, скажем, к семье (включенной в категорию "окружающий мир") может быть "ценностным" - "уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию" или "антиценностным" - "социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни" . Остальные критерии ценностности отношения - здесь http://pedlib.ru/Books/1/0259/1_0259-11.shtml
Интересны закономерности, на которые предлагают ориентироваться авторы: если отношение ценностное, наблюдаем личностный рост, а если антиценностное - личностный регресс. Я не очень уверена, что это так вот всегда, прямо и без сомнений. 
Для измерения ценностности отношений предлагается опросник - 91 утверждение нужно оценить по шкале от -4 до +4. Меня насторожили сами утверждения.

Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.

Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.

Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.

Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.

Я способен с радостью выполнять разную работу.

То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.

Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие вопросы учителю – ведь это не так уж и важно.

Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.

Глупо рисковать ради другого человека.

Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

Присмотримся к высказываниям, требующим оценки. Что из этого выражает ценностное отношение, что - наоборот? Если характер высказывания очевиден для нас, можно ли полагать, что он также очевиден для ученика - подростка? Я задаюсь мыслью о том, что повествовательные предложения могут в данном случае сыграть роль формулы внушения. В самом деле, внешне все выглядит благополучно - формулировки грамматически правильные, шрифт тот же. В содержательном плане - негативное выглядит оправданным. Собственно, ученику есть с чем согласиться - а есть ли с чем не согласиться? 
В случае использования этой разработки - что мы получим, только информацию или в добавление к ней воспитательный эффект? Продолжение методики - здесь:
http://pedlib.ru/Books/1/0259/1_0259-17.shtml

Tags:

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
frumkina
Nov. 22nd, 2007 08:27 pm (UTC)
педагогическая книга
Глупости все это. По-русски вообще нельзя сказать "ценностность отношений". Выкиньте Вы эту тягомотину в мусор. Почитайте порядочных социологов, поймете,что сама постановка вопросов в опросной схеме согласен\несогласен - высокое искусство. А уж изучение ценностей...
Читайте хотя бы Дубина, Гудкова, Левинсона.
alaxelrod
Nov. 23rd, 2007 03:38 am (UTC)
Re: педагогическая книга
Я не без раздражения отнеслась к странной терминологии, но намного больше беспокойства вызвал сам опросник, даже независимо от целей. Если я права насчет возможного внушения?
Конечно, странно что-то испытывать по поводу явно неудачного источника с дурной начинкой, но дело все в том, что подобные вещи принципиально могут использоваться для так называемой педагогической диагностики. То есть оказаться в руках ученика. Меня это больше волнует, чем качество книги или результаты такого опроса для исследователя.
Да, а про вопросы я немножко знаю. Поэтому и не отношусь к ним легкомысленно.
nikveresov
Nov. 25th, 2007 07:56 pm (UTC)
Re: педагогическая книга
Долго думал, стоит ли комментировать. Но, всё-же, решил глянуть в книжку. Я - не большой эксперт в этом деле (всего-навсего профессор психологии в глубокой провинции), но полностью присоединяюсь к комментариям, высказанным выше (про глупости). И разделяю опасения Аси по поводу того, что это может попасть в руки педагогов. В мусорное ведро его!


nikveresov
Nov. 25th, 2007 08:06 pm (UTC)
И ещё, в догонку. В этой-же библиотеке есть книжка Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография.
И вот цитатка из неё:
Если личность и индивидуальность — это два способа бытия в обществе, то субъектность нам представляется как единство этих двух аспектов. В самом деле, нельзя утверждать свою самость, не будучи выделенным из среды, но также не представляется возможным конструктивное самоутверждение без идентификации со средой.
http://pedlib.ru/Books/1/0359/1_0359-13.shtml

Интересно, сам-то автор читал то, что он написал? Так что, некоторые наши коллеги из педагогики (это наука такая, так они думают), ещё и не на такие перлы способны. А Вы говорите - мониторинг, диагностика...Так и хочется вспомнить А. Ахматову, которая говорила "Не понимаю я этих высоких слов - поэт, бильярд..."
НН
nikveresov
Nov. 25th, 2007 08:07 pm (UTC)
Ничего себе! ссылка в предыдущем комменте оказалась кликабельной (сам не знаю как).
НН
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

alaxelrod
Ася Аксельрод

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow