Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c.
По поводу цели мониторинга сказано следующее: "выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка".
Мой вопрос о том, имеет ли место мониторинг (если да, то все-таки чего именно), и что получается в добавление к этому мониторингу - напишу пока без кавычек.
Как я поняла, авторы хотят выяснить, как ребенок относится к миру, к окружающим людям, к себе самому. Отношение, скажем, к семье (включенной в категорию "окружающий мир") может быть "ценностным" - "уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию" или "антиценностным" - "социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни" . Остальные критерии ценностности отношения - здесь http://pedlib.ru/Books/1/0259/1_0259-11.shtml
Интересны закономерности, на которые предлагают ориентироваться авторы: если отношение ценностное, наблюдаем личностный рост, а если антиценностное - личностный регресс. Я не очень уверена, что это так вот всегда, прямо и без сомнений.
Для измерения ценностности отношений предлагается опросник - 91 утверждение нужно оценить по шкале от -4 до +4. Меня насторожили сами утверждения.Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.
Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.
Я способен с радостью выполнять разную работу.
То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.
Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие вопросы учителю – ведь это не так уж и важно.
Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.
Глупо рисковать ради другого человека.
Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
Присмотримся к высказываниям, требующим оценки. Что из этого выражает ценностное отношение, что - наоборот? Если характер высказывания очевиден для нас, можно ли полагать, что он также очевиден для ученика - подростка? Я задаюсь мыслью о том, что повествовательные предложения могут в данном случае сыграть роль формулы внушения. В самом деле, внешне все выглядит благополучно - формулировки грамматически правильные, шрифт тот же. В содержательном плане - негативное выглядит оправданным. Собственно, ученику есть с чем согласиться - а есть ли с чем не согласиться?
В случае использования этой разработки - что мы получим, только информацию или в добавление к ней воспитательный эффект? Продолжение методики - здесь: http://pedlib.ru/Books/1/0259/1_0259-17.shtml
Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.
Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.
Я способен с радостью выполнять разную работу.
То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.
Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие вопросы учителю – ведь это не так уж и важно.
Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.
Глупо рисковать ради другого человека.
Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
Присмотримся к высказываниям, требующим оценки. Что из этого выражает ценностное отношение, что - наоборот? Если характер высказывания очевиден для нас, можно ли полагать, что он также очевиден для ученика - подростка? Я задаюсь мыслью о том, что повествовательные предложения могут в данном случае сыграть роль формулы внушения. В самом деле, внешне все выглядит благополучно - формулировки грамматически правильные, шрифт тот же. В содержательном плане - негативное выглядит оправданным. Собственно, ученику есть с чем согласиться - а есть ли с чем не согласиться?В случае использования этой разработки - что мы получим, только информацию или в добавление к ней воспитательный эффект? Продолжение методики - здесь: http://pedlib.ru/Books/1/0259/1_0259-17.shtml