?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжки с картинками

Я всегда много читала. Не потому, что любила, а просто иначе не получалось. Что-то нужно было прочитать, что-то - хотелось. От некоторых книг было не оторваться, некоторые - не обойти.

Так сложилось: работа в наукоемкой сфере требует постоянного повышения квалификации, в том числе - восполнения дефицита знаний. У меня хватило ума не читать все подряд, и не тратить силы и время на то, что отчетливо не хочется читать, даже если надо. Более того, меня озарило, что художественная литература дает иной раз не меньше знаний, чем научная, а по части опыта непосредственного переживания далеко обгоняет все то, что "по работе", так как обогащает эмоциями и побуждает сопереживать.

Так я оценила по-настоящему свою, и не только свою, детскую привязанность к книжкам с картинками. Оказывается, невозможно постоянно бродить в конструктах того или иного автора, прислушиваться к мнению. Люблю некоторые сугубо сухие вещи, но особенно ценю возможность осязания предмета, иной раз возникающую и в научном тексте. Так у Рубинштейна появляется фрагмент про ветку - и все, не пройти мимо. Прямо пахнет весной.

Самые талантливые книги предполагают сопереживание, даже будучи научными, даже претендуя лишь на изложение теории, гипотезы, версии. Таков, например, текст Полани. Читала давно, но тональность, интонацию, помню сейчас.

Однако есть книги с "картинками", в которых именно "картинке", примеру, отводится явная двойная роль: я переживаю, сопереживаю, читая - и я остро понимаю, о чем идет речь на самом деле. После этого можно не заниматься объяснениями. Такова книга Дарлинг и Селигмана "Обычные семьи, особые дети". Можно сколько угодно рассказывать о специфике жизни с особым ребенком, а можно показать "картинку" - фрагмент монолога родителя, например, такой: "Я часто ходила в прачечную... и многие мне говорили: "До чего же милая у вас девчушка - так тихо сидит в коляске!" Внутри у меня все сжималось, и я думала: "Сказать им, что у нее церебральный паралич? Сказать или не говорить? Сказать или промолчать? Все это проносилось у меня в мозгу... Я так ни разу никому и не сказала." После этого все будет лишним...

Студенткой я мечтала о том, что учебники приобретут нормальный вид, что они будут не безликими, что "занимательные факты" уступят место примерам и случаям, что, в конце концов, их будет можно читать как живую книгу о чем-то реальном.

Сейчас понимаю, что это тоже такая тяга, сугубо человеческая, к возможности не только запоминать, но и усваивать, и присваивать; не только думать, но и сопереживать, чувствовать. Тяга к полноте картинки, как к полноте мира...

Tags:

Profile

alaxelrod
Ася Аксельрод

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow