Ася Аксельрод (alaxelrod) wrote,
Ася Аксельрод
alaxelrod

  • Mood:
Пытаюсь повышать свою квалификацию в области педагогики. Вот здесь: http://dl.kpi.kharkov.ua/techn/net1/. Сегодня наконец начала активное обучение и в процессе отвечала на вопросы тьютора.
Один из вопросов был посвящен воспитанию и формулировался так:
Как Вы думаете, почему в современном обществе повышается роль уровня и качества воспитания каждого отдельного человека? Что на это влияет? Какие изменения в современном обществе могли выдвинуть требования к личному воспитанию?

Мой ответ - под катом.

Я думаю, что роль уровня и качества воспитания человека не меняется в зависимости от эпохи. В современном обществе это так же важно, как было раньше и как будет позже. В любой исторический момент человеку важно в процессе развития не только вырасти, но и очеловечиться. Иначе будет Маугли. Усвоение традиций, установок, нормативов поведения социума, в котором волею судьбы растет ребенок, обеспечивает адекватность его поведения, следование нормам или пренебрежение ими – для пренебрежения чем-то нужно осознание этого чего-то. Либо мы имеем дело со случайным угадыванием уместного образа поведения и случайным же отклонением поведения от нормы – кажется, именно это мы называем порой «невоспитанностью».

В моем понимании проблема современного воспитания имеет, как минимум, два аспекта: технический и гуманитарный, причем оба они подразумевают воспитание компетентности и уважения. Вероятно, на данный момент важна компетентность в области техники, то есть функциональная грамотность, и полагаю, что это надо воспитывать – компьютер есть рабочий инструмент, а не игрушка; магнитофон есть устройство для воспроизведения музыки, а не просто набор смешных кнопочек; пылесос шумит, но не кусается, и не надо двигать его, пиная ногой. Кроме того, техника не является чем-то волшебным, она сделана и управляется человеком. На уровне пользователя такое управление может осуществлять каждый. Техника заслуживает изучения и уважения.

Более важный вопрос – это воспитание отношений, которые есть и там, где техники нет, то есть отношений с людьми. Должно воспитываться уважение к каждому человеку, независимо от его возраста, пола, личных особенностей и даже от того, родился он уже или еще нет. Компетентность в области людей и межчеловеческих отношений представляется единственной тропинкой к толерантности любого рода.

Если и меняется что-то в современном мире, что преобразует наши представления о требованиях к воспитанию, так это техническая, вещная обогащенность мира, его насыщенность агрегатами, технологиями, приспособлениями, не оставляющая пространства для изобретения – а порой даже и для нужды, хоть сколько-нибудь продолжительной. Это культура потребления вещей, игнорирующая мысли и чувства. Культура чтения макулатуры, замещающая чтение человеческих текстов.

И это бедность, неразвитость культуры отношений, вплоть до реально наблюдаемого неумения любить собственного ребенка.

Интересно, как на это отреагирует тьютор.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments