Ася Аксельрод (alaxelrod) wrote,
Ася Аксельрод
alaxelrod

Про одно условие работы психолога в школе

Есть одно условие, которое должно быть выполнено, чтобы я, психолог-работающий-в-школе, могла взаимодействовать с детьми. А именно - их родители должны письменно(!) разрешить мне это. Бланки таких разрешений я распечатаю и раздам учителям для родителей, детям для родителей, самим родителям на собрании. Написано там примерно такое: "Я, фио, разрешаю/запрещаю психологу, фио, работать с моим ребенком."


И тут начинается самое интересное. Часть родителей напишет: "разрешаю". Человека два-три из класса напишут: "запрещаю". И несколько человек вообще ничего не отдадут, исчезнув из моего поля зрения вместе с бланками.


Пытаюсь выяснить, в чем причины запретов и почему часть родителей не пишет разрешения.


Выясняю очень похожие вещи, которые обычно не про меня и не про ребенка, а про страх. И думаю, что именно такой страх лежит, например, под негативным отношением к психологии вообще, к психологам вообще. Содержание страхов такое: "боюсь, что у ребенка будут выспрашивать что-то про семью, и он что-то расскажет", "боюсь, что про меня, со слов ребенка, станет что-то известно, что я хотел бы скрыть", "боюсь, что с ребенком будут делать что-то непонятное и страшное", "боюсь, что если я пойду с ребенком к психологу, или мой ребенок попадет в поле зрения психолога, это будет значить, что у него какая-то проблема, и я не знаю, что с этим делать, с проблемой, и не хочу ее", "боюсь, что если мой ребенок пойдет к психологу, или я пойду к психологу, все другие люди вокруг будут думать, что он псих, его одноклассники будут думать так про меня или про него, и допекать его этим", и т.д., ассортимент немалый.


Рассказываю, что принципами моей работы являются добровольность и конфиденциальность, что я не так любопытна, чтобы выспрашивать про семью, если на то нет оснований, что я не осуждаю родителей и не рассказываю ни им о том, что рассказал ребенок, ни ребенку о том, что рассказали родители. Конечно, объясняю, что не занимаюсь зомбированием, внушениями, принуждением к чему-то, а также гаданием и прочей хиромантией.
Кому-то помогает, кому-то нет. Смешно, когда у меня подозревают третий глаз, но ведь часть населения действительно путает психолога с каким-то иррациональным деятелем вроде гадалки.

Риск есть, и это риск доверия. Кажется, это единственное, что важно, и единственное, что реально выглядит проблемой. Как доверить что-то важное свое (ребенка, проблему, страдание) незнакомому человеку? Вдруг нарвешься на осуждение, на советы, на простое несочувствие? Это мне не только понятно, но и вызывает сопереживание. И именно эту проблему я вольно или невольно решаю и сейчас, в этом тексте, и в школе, общаясь с родителями.

Tags: профессиональное, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments