?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть одно условие, которое должно быть выполнено, чтобы я, психолог-работающий-в-школе, могла взаимодействовать с детьми. А именно - их родители должны письменно(!) разрешить мне это. Бланки таких разрешений я распечатаю и раздам учителям для родителей, детям для родителей, самим родителям на собрании. Написано там примерно такое: "Я, фио, разрешаю/запрещаю психологу, фио, работать с моим ребенком."


И тут начинается самое интересное. Часть родителей напишет: "разрешаю". Человека два-три из класса напишут: "запрещаю". И несколько человек вообще ничего не отдадут, исчезнув из моего поля зрения вместе с бланками.


Пытаюсь выяснить, в чем причины запретов и почему часть родителей не пишет разрешения.


Выясняю очень похожие вещи, которые обычно не про меня и не про ребенка, а про страх. И думаю, что именно такой страх лежит, например, под негативным отношением к психологии вообще, к психологам вообще. Содержание страхов такое: "боюсь, что у ребенка будут выспрашивать что-то про семью, и он что-то расскажет", "боюсь, что про меня, со слов ребенка, станет что-то известно, что я хотел бы скрыть", "боюсь, что с ребенком будут делать что-то непонятное и страшное", "боюсь, что если я пойду с ребенком к психологу, или мой ребенок попадет в поле зрения психолога, это будет значить, что у него какая-то проблема, и я не знаю, что с этим делать, с проблемой, и не хочу ее", "боюсь, что если мой ребенок пойдет к психологу, или я пойду к психологу, все другие люди вокруг будут думать, что он псих, его одноклассники будут думать так про меня или про него, и допекать его этим", и т.д., ассортимент немалый.


Рассказываю, что принципами моей работы являются добровольность и конфиденциальность, что я не так любопытна, чтобы выспрашивать про семью, если на то нет оснований, что я не осуждаю родителей и не рассказываю ни им о том, что рассказал ребенок, ни ребенку о том, что рассказали родители. Конечно, объясняю, что не занимаюсь зомбированием, внушениями, принуждением к чему-то, а также гаданием и прочей хиромантией.
Кому-то помогает, кому-то нет. Смешно, когда у меня подозревают третий глаз, но ведь часть населения действительно путает психолога с каким-то иррациональным деятелем вроде гадалки.

Риск есть, и это риск доверия. Кажется, это единственное, что важно, и единственное, что реально выглядит проблемой. Как доверить что-то важное свое (ребенка, проблему, страдание) незнакомому человеку? Вдруг нарвешься на осуждение, на советы, на простое несочувствие? Это мне не только понятно, но и вызывает сопереживание. И именно эту проблему я вольно или невольно решаю и сейчас, в этом тексте, и в школе, общаясь с родителями.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
zhiharka
Oct. 20th, 2009 11:36 am (UTC)
Насчет зомбирования не знаю, но риск и правда есть. И в первую очередь - риск столкнуться с напрочь некомпетентным психологом, который непонятно что будет делать с ребенком.

Поэтому я бы тоже написала отказ. Или - согласилась, чтобы психолог общался с сыном, но только в моем присутствии. Или чтобы я хотя сама сначала встретилась с психологом. Как-то так.
foranswers
Oct. 20th, 2009 11:50 am (UTC)
+1.
Я слышала много историй о том, как школьные психологи неадекватно оценивали детей. Например, совершенно обычному, достаточно(но в в меру) резвому(разговорчивому) ребенку приписали заторможенность, после чего ярлык прилипал надолго и/или влиял на учебный процесс. И все - на основе 2-3 разговоров, без учета того, что ребенок может стесняться, бояться etc.
alaxelrod
Oct. 20th, 2009 11:59 am (UTC)
Да, про такие вещи я пару раз узнавала от самих же коллег. Надо бы, чтобы рты были закрыты у оценщиков... Это и про компетентность, и про конфиденциальность, нарушение которой просто за гранью.
alaxelrod
Oct. 20th, 2009 11:57 am (UTC)
Я обычно, отдавая бланки, сообщаю свой номер телефона, предъявляю себя на родительском собрании, предлагаю встретиться и что-то обсудить. Кто-то иногда этим пользуется.
Психологи разной степени компетентности бывают, это действительно так, но вот что такого может сделать с ребенком некомпетентный психолог, не очень понятно. Может не помочь. Может отбить охоту обращаться к нему или к другому психологу. А еще? Если он конфиденциальность нарушает, то это и в самом деле опасно, но я не видела такого пока.
Советодательство очень раздражает, но ребенок, как и взрослый, скорее поймет, что его не поняли, а по-настоящему опасно было бы - если бы он понял, что с ним что-то не так.
Важно, мне кажется, что некомпетентный коллега не обладает представлением о том, как можно работать, поэтому глубоко копать не может. Своеобразная, но страховка.
Вот, вроде...
zhiharka
Oct. 20th, 2009 12:32 pm (UTC)
Два случая из моего опыта.
1. Егора, тихого и мечтательного интроверта, усидчивого и застенчивого мальчика наградили эпитетом "гиперактивный ребенок". Я бы, может, хотела, чтобы он был хоть немного активным. До гипер- ему как до Китая.

2. Приходила психолог в класс и просила нарисовать всех - потоком - рисунок на тему "Моя семья". А мне казалось, что проективные методики используются тет-а-тет. В общем, Егор нарисовал на весь лист кошку. Это он так пошутил. Хорошо, что ума хватило отказаться сдавать рисунок.
alaxelrod
Oct. 23rd, 2009 12:29 am (UTC)
1. Не представляю, как это могло получиться. Разве только перепутали имена детей, сообщая результаты наблюдений или чего-то еще? Гиперактивного ребенка не перепутаешь с другим, а негиперактивному - не приклеишь это, разве только вообще плохо понимаешь про детскую активность. Но и для этого надо, чтобы ребенок прыгал-бегал.

2. Проективные методики могут использоваться фронтально, ничего в этом нет такого особенного. На уроке рисования дети маму рисуют - так вот это скорее может порождать проблему, потому что не редкость дети, у которых нет мамы.
Проективные методики проигрывают при фронтальном использовании, потому что невозможно наблюдать за ходом рисования, расспрашивать ребенка о деталях, а это важно.
Главное, чтобы психолог свои интерпретации публично не излагал.
Еще вот о чем подумала. А) Ты давала разрешение на работу этого психолога с ребенком? Если нет, то почему была работа? и Б) Не понимаю, зачем понадобился именно этот тест... Если бы "Я в школе", или даже "Несуществующее животное", было бы еще как-то понятно. Но про семью-то зачем...
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

alaxelrod
Ася Аксельрод

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow