Category: искусство

Картинки с лестницы

Лестница была Иорданская. Своеобразие её в том, что, во-первых, снимать можно в любую сторону, не глядя, и будет красиво, во-вторых, она целиком почти никогда не вмещается в кадр, разве только как-то технически усовершенствовать съемку, и, в третьих, она не бывает пустой, безлюдной. Те же люди, которые на ней оказываются, очень подолгу не уходят, потому что всё и во все стороны надо сфотографировать, раз уж целиком явно не получается, и, желательно, ещё себя в эту серию фотографий вписать, иначе зачем нужна фронтальная камера. Оказалось, что я уже тоже частично это делала, но пару дней назад добавились другие ракурсы. Первый - скорее, тривиальный, просто фотография роскоши, как она есть. Интересно, кстати, было бы узнать, почему у этих атлантов (слева же атлант?) и кариатид такие грустные лица.
Collapse )

Музей Фаберже

В Питере есть Шуваловский дворец, набережная Фонтанки, 21. А непогода плюс выходной, как известно, равняются времяпрепровождению в помещении. Даже если на календаре лето. Мы в лес собирались, но холодный ветер заставил скорректировать планы. Таким образом, Музей Фаберже, в том самом дворце.
До 18.00 экспозицию музея можно посетить только с экскурсией. На часах было 11.20. Решили не ждать, пошли с организованной толпой.
"В залах нашего музея запрещено фотографировать, но, когда мы закончим экскурсию, вы сможете сфотографировать всё, что захотите, здесь".
Не могу сказать, что мне так уж важно было сделать фотографии экспонатов. Они красивые - и коллекция столового серебра, и знаменитые яйца Фаберже, и масса портсигаров, шкатулок и шкатулочек, каких-то штуковинок, представляющих собой, зачастую, шедевры ювелирного искусства. Драгоценные металлы, драгоценные, полудрагоценные, поделочные камни, эмаль, разные техники - в общем, любопытное собрание предметов. Отдельное впечатление производят интерьеры дворца, их очень старательно воссоздавали. Меня обрадовали картины. Для музея их не то чтобы много, но, однако, четыре Айвазовских и один Ренуар - уже достаточно, чтобы приходить ради них тоже. Мне, однако, больше всего понравилась картина художника, о котором я, вроде, даже не слышала. Фотография, которую удалось найти, не передает ни живости её, ни прелести. Она очень яркая, и мазки наложены так, что можно долго прослеживать каждый из них, налюбовавшись зрелищем в целом. "Цветы на веранде" Константина Горбатова.
Она была моим последним впечатлением от экспозиции.
Потом мы вышли на лестницу. Её я и поснимала немножко. Открытые двери залов, расположенных по периметру лестницы, позволили и интерьеры тоже немного зафиксировать.
Collapse )

про Атенеум

В Атенеуме ремонт. Это, конечно, отдельное впечатление. Все, кто был в Хельсинки, знают привокзальную площадь. Одно из зданий на площади - как раз он, художественный музей Атенеум. Была идея посетить его в этот раз ну просто обязательно. Непонятно вообще, каким образом столько лет я проходила мимо. Там же Эдельфельдт и Галлен-Каллела.
На первом этаже работали два или три зала, и, за мелкостью экспозиции по сравнению с обычным масштабом, вход был бесплатным.
Однако, оба упомянутых обнаружились в том экстракте музея.
Кроме того, есть, оказывается, в Атенеуме Шагал. Вот этот.
"Играющий на мандолине".

Дюссельдорф, К20

Фотографий картин из К20, музея современного искусства в Дюссельдорфе, полное имя - Kunst des 20. Jahrhunderts, то есть "Искусство двадцатого века". Есть и К21, но туда я не успела попасть. Вместе они входят в Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, то есть "Художественное собрание земли Северный Рейн - Вестфалия", сайт собрания. В К20 до этого уже была, и надеюсь ещё посетить. Большой музей, черные стены снаружи, почти белые - внутри, просторный и тихий. Собрание картин сопоставимо с третьим этажом Эрмитажа, с Художественным музеем Тель-Авива. Ниже тринадцать картин, по-разному впечатливших. Некоторые стали открытием. Я не видела такого Шагала, не ожидала увидеть подобного у Пикассо, хотя знала, что он менял стили в течение жизни. Другим радовалась: "о, Дерен!" Третьи вызывали интерес, как редкость: "ага, здесь есть Леже, и тоже - мало".
Collapse )

Квадратный двор Браманте и выставка, которую нельзя фотографировать.

Сначала шли по Корсо Витторио Эммануэль II, потом по улицам справа от проспекта, от Ватикана к Пантеону. Это мы так думали, что к Пантеону. Видимо, свернули в какой-то момент не на ту улицу - сейчас уже не вспомнить. Это было наше первое путешествие по римским улочкам, ярким и узким, застроенным стоящими вплотную друг к другу массивными зданиями и заполненным множеством людей. Мы отвлекались то на архитектурную деталь, то на вид, открывавшийся справа или слева, и понятно, почему я не могу вспомнить точную последовательность улиц. Мы шли, глазея по сторонам, и в некоторый момент оказались на виа делла Фосса.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Еще несколько шагов - и перед нами здание, больше всего похожее на церковь. На здании афиша о выставке Брейгеля. Мимо этого пройти уже никак нельзя. Покупаем билеты и идем на выставку. На билетах читаем: "Браманте". Я так поняла, что это название монастыря.
К искомой экспозиции надо пройти через дворик. Так называемый "Дворик Браманте", "Киостро дель Браманте". Выставка находится на двух этажах здания, по периметру этого дворика.
Никогда раньше не попадала в такие квадратные дворы, потом видела еще другие, тоже квадратные или прямоугольные, но этот кажется самым симпатичным. Светлый и легкий. Это не похоже на питерские дворы-колодцы, непохоже и на патио, такое своеобразное пространство. Одна проблема: целиком эту красоту можно сфотографировать лишь каким-то очень специальным способом, я его пока не придумала.
Но вот картинки.

Collapse )
Еще об этой выставке здесь и здесь.

Эрмитажные наблюдения

Провести время в Эрмитаже - идея не новая, это видно и по блогу, в котором эрмитажные картинки появляются довольно часто. Но всегда что-то вижу впервые. Или вроде как видела сто раз, а лишь сегодня толком присмотрелась.

Collapse )

Русский музей, две картины.

Пятого декабря это было - мы пришли на выставку в корпус Бенуа, изучили ее, затем поднялись на второй этаж. Было бело, стены в Русском музее если не белые, то очень светлые, тихо и пусто: потоки людей сконцентрировались внизу, и постоянная экспозиция временно выпала из поля их интереса.
Можно было подойти к Филонову и смотреть на него, смотреть. Как, все-таки, он это делал, как рисовал в такой манере? Неужели и правда, как говорят, видел каким-то таким образом мир или, во всяком случае, видел так в своем воображении тот образ, который переносил на холст.
Это "Формула весны".

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Удивителен был Кустодиев. Мы его другим знаем, одна "Купчиха за чаем" чего стоит. А здесь - не такие краски, внезапная грань. "Цветущая глициния": картина закрыта стеклом, и надо как-то изощряться, чтобы и изображение сфотографировать, и в стекле не отразиться, и чтобы висящие напротив картины, идущие мимо люди тоже не отразились.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Мне кажется, что здесь проходит какая-то граница между тем, что фотографу, по меньшей мере, сложнее, чем художнику. Не знаю, как видно на картинке (я-то помню оригинал): цветы глицинии и горы, на фоне которых они изображены, находятся одинаково в фокусе (или одинаково не в фокусе). Художник сделает это легко, фотографу придется подумать над таким решением.
Сама картина, цветы эти, мирно свисающие и как замершие в прозрачном воздухе, где ни ветра, ни дождя, ничего, просто чарующая. Как будто над головой висят нежные цветы. Стоишь, смотришь. Попробовал бы кто сфотографировать или нарисовать такую безмятежность.

выставка "Без барьеров"

В Русском музее (корпус Бенуа) открылась выставка "Без барьеров. Российское искусство 1985-2000". Я была на открытии, пятого декабря, и только сейчас пишу об этом, просто из-за своей занятости. Было очень много людей, самых разных. Все перетекали медленно от экспоната к экспонату, останавливались - где-то с недоумением, у какого-то объекта с любопытством, около некоторых из них - с восторгом. Обменивались мнениями. Можно было услышать иногда что-то вроде "это не искусство", "я не понимаю этого, что это вообще, зачем выставили". Надо сказать, первые мои впечатления тоже были - "что это, куда я попала?" Сначала было чувство странности всего вокруг, особенно того, что это - почему-то признано искусством. Вот это, чего я не понимаю, и не потому, что я не специалист-искусствовед, а потому, что не имею слов для обозначения того, что вижу перед собой. Потом стало проступать искусство. Не только искусство. Объекты обращались ко мне, зрителю, на своем языке символа, не всегда понятном, не всегда различимом. Казалось, что подавляющая часть экспонатов, во всяком случае - картин, про взаимодействие личности и идеологии. Той идеологии, в которой живет человек, которую пытается рефлексировать как настоящую или как проживавшуюся им недавно. И, шире, про ту жизнь, которая еще так недавно была нашей всехней. Но нет, не все про идеологию, многое вообще не про социум - про захлестывающие эмоции, про прелесть природного, про переживание музыки. Проявлялось всё постепенно, вырастая из "вижу объект" в "да, понимаю... помню, знакомо, узнаю, могу облечь в слова". Фотографировала, конечно. Дальше - картинки, то, что впечатлило больше всего. Collapse )

Эрмитаж в деталях

Чуть больше недели назад мы с В., моей бывшей одноклассницей, шли по Эрмитажу. Было утро, переросшее в первую половину дня, всё заполнялось пространством Эрмитажа, зрелищем его красоты или нетривиальности, нашими разговорами и какими-то моими мыслями, мелькнувшими или осевшими в голове. Вот здесь - нетривиальности, детали, осевшие мысли. Сами сюжеты не очень связаны друг с другом, но для меня чем-то важны.

Павильонный зал.
Было тихо и пусто, включили только часть люстр, павлин привлекал чье-то внимание, мозаики на полу никто не разглядывал, мы разговаривали, я посмотрела наверх... как случилось, что никогда не видела этого малыша?
Стоит он на какой-то растительности, держится ручками за другую, напоминает атланта в детстве.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Collapse )

Казус в театре

Это впечатления от 11 ноября, когда меня угораздило побывать на спектакле. Для меня событие редкое: предыдущий раз была в театре летом 2008 года, в Яффо.
Впечатлений море. Фейхтвангер, "Испанская баллада", страсти любовные и религиозные, музыка, пение, танцы - хореография и вообще пластика выше всяких похвал, главная музыкальная тема до сих пор в ушах, чего со мной обычно не бывает. Зал внимал, замолкал, взволнованно перешептывался, сопереживал - трудно было не почувствовать это состояние сидящих вокруг людей. С самого начала такой накал, и такая драма с нарастающей интенсивностью эмоций, к концу - до полной одури, катарсиса, до не знаю, чего...
В то же время - ну вот необъяснимое совсем. Кастилия, еще до Испании, тем более до инквизиции, но во времена отнюдь не вегетарианские: крестовые походы, войны, недавнее вытеснение мусульман. Короля, решающего проблему денег, с трудом уговаривают пригласить на роль финансиста некоторого купца, о котором известно только, что он еврей (в книге это как-то иначе описано, чем было сыграно на сцене - спокойнее, что ли).
Купец Иегуда (Мигицко) при первом своем появлении при дворе кастильского короля Альфонсо восклицает: "Шма Исраэль!", дальше что-то вроде "Шалом Йерушалаим", следующей фразой - "Алле гоим мишугоим". Я чуть под кресло не сползла, сидючи в седьмом ряду партера, и лишь потом (через три-пять минут) поняла, что в зале он вряд ли кого мог этим спровоцировать.
Это самое "алле гоим мишугоим" в буквальном переводе с идиш (на котором, конечно, там и тогда не говорили вообще, и огромное счастье, что в зале его тоже никто не знал) означает "все неевреи - сумасшедшие" и является фрагментом фразы "алле гоим мишугоим, алле идн инвалидн" - "все неевреи сумасшедшие, все евреи инвалиды", т.е. - все плохо, ничего не хорошо. Я полезла в сообщество ru_yidish это проверить, оказалось, все правильно понимаю по части значения. Как понимать фразу и вообще факт ее появления в контекстах спектакля и полного зала людей, не понимающих, что о них сказали, не знаю, открытый вопрос.
Там были еще ляпы, которые меня задели какой-то неаккуратностью обращения с еврейской темой, совсем не случайной в этом спектакле.
Получилась амбивалентность. Вроде - отличный спектакль, но отсвечивает халтурой.